Продолжая серию интервью с отборщиками ведущих российских кинофестивалей, мы пообщались с Виктором Прокофьевым, программным директором "Святой Анны", куратором и соавтором программы «Граница Шока» фестиваля стран СНГ "Киношок" (2007-2016). Является составителем программ для российских и международных фестивалей, постоянно сотрудничает с KurzFilmTage – старейшим немецким фестивалем короткого метра в Оберхаузене. С 2018 года занимается дистрибьюцией короткого метра в кинокомпании "Пионер" в рамках проекта «Русское Краткое».
Дает ли, на твой взгляд, личный фидбэк какое-то преимущество по сравнению с безличной подачей официальной заявки?
Очень редко. Как правило, даже если меня приглашают на закрытые показы, потом побаиваются спросить, куда я могу фильм пристроить. В большинстве случаев ценят мое впечатление и комментарии, чем выгоду. А запросы от незнакомых и малознакомых людей «Мы закончили фильм, расскажи нам, что теперь с ним делать» давно игнорируются.
Какие 5 приоритетных вещей всегда обращают на себя твоё внимание как отборщика?
Когда изучаю базу заявок или программу фестиваля прежде всего обращаю внимание на фамилии авторов. Приоритеты отдаются – или вот скорее не отдаются, тем, с чьим творчеством я уже знаком. Потом смотрю страны производства фильма, если этот проект международный. Стараюсь в первую очередь посмотреть работы о современности и актуальные высказывания, чем окунаться в бесконечный поток притч, экранизаций и исторических работ, опять же чистый жанр тоже угадывается из аннотации. Сейчас, например, очень популярно начинать описание с «Ранние 90-е…», и это уже скорее забавляет, а не интригует отборщика.
Каких правил стоит придерживаться и чего не стоит делать, выстраивая общение с отборщиком? Можно ли как-то повлиять на твой выбор?
Нет. Даже когда приходит руководство и просит добавить кого-то в программу, ответ всегда одинаковый. Не мешайте отборщику делать свою работу!
Стоит ли напоминать о себе почаще письмами и сообщениями?
Здесь, скорее, стоит делиться своими успехами в соцсетях, чем фанатично писать личные сообщения. Если автор добивается публикации еще до выхода фильма или интересно представляет свой проект – от трибуны до курилки, мы уже заинтересованы и точно сами найдем ссылку на его фильм за пару дней.
Существует ли грань между междусобойчиком и конъюнктурой (обязательным индустриальным набором участников) и объективностью? В чем, на твой взгляд, заключается задача отборщика?
Главная миссия – удержать и не разочаровать зрителя, даже покорить его, это я особо оценил на коммерческих проектах вроде «Русского краткого» и рекомендаций для онлайн-платформ, где зритель платит деньги за сеанс либо просмотр. Для всего остального у нас есть культурные проекты и фестивальные программы, где мы можем обозначать фокус, новые темы, создавать подборки и бесконечно развлекать аудиторию и друг друга своими появлениями.
На фото: Виктор Прокофьев с режиссером Елизаветой Стишовой в составе жюри фестиваля "Кыргызстан — страна короткометражных фильмов"
Может ли личное отношение к автору повлиять на твой выбор: например, ты дружишь с режиссером, но его новый фильм, на твой взгляд, не получился, или вы с ним в ссоре, но он снял очень крутую работу, которая идеально впишется в программу?
Как я уже говорил, сами авторы опасаются узнать от фестивальных отборщиков, что их работа не подходит и не будет показана, поэтому и спрашивать побаиваются и редко делают это напрямую. Личные отношения с режиссерами, разумеется, подвергаются проверке на любом фестивале. Потом они налаживаются, все как в обычной жизни. Не могу себе представить ситуацию, что из-за каких-то разногласий с автором я не посмотрел его новую работу. Мы же занимаемся произведениями, связанными с современным искусством, а не вписками на частную вечеринку.
Какие фильмы ты категорически не отберешь ни на один твой фестиваль?
Это очень классный вопрос, хочу, чтобы мне задавали его раз в полгода. Год назад я бы например ответил, что никогда бы не взял экранизации Чехова, потому что хватит уже. Но тут киношкола «Арка» под руководством Бекмамбетова взяла и всей мастерской выполнила учебные работы по чеховским произведениям в стилистике «скринлайф», и я наступил бы на горло собственной песне, если бы заявил такое, потому что у нас был совместный показ.
По закону РФ я категорически не должен показывать фильмы с нецензурной лексикой в диалогах, но авторы, к счастью, идут навстречу, когда звонишь им с просьбой «мат заглуши, а то не получим прокатку», и у нас уже готова версия, которая не противоречит закону, хотя он всем нам не нравится и совершенно напрасно всех сковывает.
Есть ли разница, откуда ты получаешь работы: от авторов лично или от компании-агрегатора (дистрибьютора)?
Есть. В разных случаях кто-то реагирует быстрее. Если мы говорим о полном метре, то здесь автор конечно всегда и все готов нам отдать для показа, а дистрибьютор долго расписывает про маркетинговые стратегии и согласования с генеральным продюсером. Показ одного российского фильма мне лично пришлось согласовывать с тремя кинокомпаниями и еще дистрибьютором, и заняло у меня 3 недели и кучу времени, и, если бы мне этот фильм нравился меньше и его показ не был бы настолько принципиален, я бы плюнул и заменил его.
С короткометражным и документальным сегментом проще – здесь студия или представляющая компания гораздо быстрее пришлет ссылку, потому что автор всегда не знает, где правильная версия с нужным титром или финальный мастер, и вообще он на съемках, или пьет в Калининграде, и ссылка давно удалена.
Вопросы задавала Елена Коржаева, исполнительный продюсер CinePromo
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ДРУГИЕ ИНТЕРВЬЮ ПРОЕКТА:
- Стас Тыркин: “У меня есть обязательство перед жюри, чтобы оно после просмотра не набило мне морду”
- "Не мешайте отборщику делать свою работу"! 10 вопросов Виктору Прокофьеву
- Андрей Золотуха (KONIK Fest): "Главное - это кино, всё остальное для слабаков"
- Дмитрий Якунин: «Мое кредо – «двигаться вперед, но при этом помнить и уважать традиции»
- Никита Карцев: “Для меня фильмы важнее режиссеров”
- Некоторые принципы работы программного директора "Артдокфеста" Виктории Белопольской
- Александра Жукова: "Для меня важно, когда в фильме есть живой нерв, импульс, чувство"