фестивальное продвижение, субтитры,
DCP, DPX, Blu-Ray, ПУ \ УНФ

Общаемся с Алексеем Дыховичным, Ольгой Герчаковой и Наталией Макаровой о том, как создавалась драма «Гейм», которая захватывает внимание с первых секунд и держит его до самого конца. Смотрите эту картину-участницу 28 фестивалей в нашем онлайн-кинотеатре.

Откуда взялась эта история про отца и дочь?

Алексей: Я сам пишу сценарии для своих работ. «Гейм» – тоже мой сценарий. Я где-то вычитал интересное сравнение: когда пишешь сценарий, то, что происходит у тебя в голове, сильно напоминает картины Босха. Что-то тебя бьет. Какие-то образы. Но происходит это не всегда. Такого состояния еще надо добиться. Это то, что называется вдохновением. При благополучном исходе это выливается в какую-то историю. Ее обязательно надо отложить. Вполне возможно, что при свежем взгляде на нее через время окажется, что это все ерунда, которая не стоит экранизации. Но иногда так случается, что возвращаешься и понимаешь: да, это здорово. Примерно так у меня рождаются сценарии.

А реальные события как-то влияют на этот процесс?

Алексей: Конечно. Все, что ты пишешь, имеет под собой какую-то основу: ты это пережил или где-то видел. Но в процессе создания все настолько видоизменяется, что потом уже непонятно, откуда что взялось. Со мной, слава богу, ничего подобного тому, что происходит в «Гейме», не случалось. Но если покопаться, можно понять, какие события подтолкнули к созданию этой истории.

Почему фильм назван именно «Гейм», а не «Игра»?

Алексей: Тут все очень просто. В теннисе, который имеет место в фильме, гейм – это термин, обозначающий определенный отрезок игры.

История в фильме и бэкграунд героев кристально ясны при минимуме слов и действий. Мы все узнаем через довольно лаконичные диалоговые реплики и детали интерьера. Как вы добились такого эффекта?

Алексей: Очень много репетировали. У нас было 2 съемочных дня, если не считать теннисные сцены. Это очень мало. В первую очередь мы смогли уложиться в них благодаря большому количеству репетиций. На репетициях я позволял актерам придумывать, давал им свободу, но только на репетициях. Ольга и Саша часто говорили: «Лёш, это литературщина». Мы спорили до хрипоты. «Не нужно, убираем, это тоже убираем, Лёш, я это и без всяких слов сыграю, мне не нужен этот текст». Вот так диалоги сильно сократились. Я очень рад, что вы это отметили.

Что касается деталей интерьера, то это работа Екатерины Юдаевой, нашего художника. Я всегда ищу классных профессионалов, чтобы у меня как у режиссера была возможность доверять им. Катя Юдаева – замечательный и опытный художник. Она тонко и точно чувствует. Моей задачей было четко объяснить ей, что я хочу. Например, когда она услышала, что герои живут в ипотечной квартире, она сразу сказала: «Я много раз бывала в ипотечных квартирах. Они все пустые. Так что все выносим». Мне самому никогда в жизни такое в голову бы не пришло.

А почему у актеров много свободы только на репетициях?

Алексей: На репетициях, когда актеры вживаются в своих персонажей, я могу дать им свободу, по крайней мере Оле и Саше. Во время съемок – нет. Во время съемок уже все решено. Да и я как режиссер уже не имею права сомневаться.

Как вам работалось с Олей и Сашей?

Алексей: Сценарий писался под Ольгу. Ольга – замечательная актриса, мне очень повезло с тем, что у меня есть возможность с ней работать. Что касается Саши, то здесь могу сказать, что я очень люблю сложных актеров, с которыми тяжело работать, которые не понимают, задают вопросы: какой мотив у героя? почему он здесь делает так? Ты ему объясняешь, кажется, что все понятно, но он опять задает тебе вопрос.

Кто-то на репетиции заснял нашу беседу с Сашей, как мне тогда казалось, глубокую, психологическую, важную. На видео выяснилось что мы мычим, произносим какие-то нечленораздельные звуки, нет даже полных предложений. Но в тот момент мы друг друга понимали, и он в итоге сделал все, что нужно.

Ольга, как вам работалось с Алексеем?

Ольга: Я стремлюсь к лаконичности. Я вот лучше «станцую или спою». С Алексеем работать было достаточно легко, он чувствует природу актера. Если я, например, даю понять что тут какое-то слово можно проиграть нутром, Алексей легко вычеркивает его из своего произведения, не цепляется за него.


Если образ Юли создавался под вас, значит ли это, что вам было легко его играть?

Ольга: Я по природе характерная, гротесковая актриса. Все, что про комедию, буффонаду – это для меня. «Гейм» – это чистая драма. Это было непросто. Но мне было очень интересно погрузиться в природу драмы.

Был определенный процесс работы над образом. Мы обсуждали, спорили, как уже сказал Алексей. Но это очень даже полезно для роли. Самое главное, что в итоге мы приходили к общему знаменателю.

Как удается держать зрителя в напряжении весь фильм при такой лаконичности?

Алексей: Когда тебе такое говорит зритель, для меня это высшая похвала. Я именно так хочу снимать кино. Чтобы оно захватывало. В первые несколько минут зритель может быть согласен смотреть просто картинку, просто на актера. Дальше его нужно крепко-крепко прижать к себе, обхватить всеми частями тела и не выпускать до самого конца. Если в какой-то момент отпустишь эту любовную хватку, то все, потеряешь зрителя. Захватывать нужно всеми доступными способами, начиная от продумывания сценарных поворотов и заканчивая работой со звуком, монтажом, компьютерной обработкой. Все нацелено на это. Если получилось – ура!


Какой из этих этапов «захвата» самый важный?

Алексей: Я считаю, что любой киношный цех: звукорежиссеры, операторы, монтажеры, – может испортить фильм полностью. Если все сделано великолепно, но у тебя отвратительный звук, то такое кино смотреть не хочется. Прекрасный сценарий, великолепный оператор, а вот актеры недостоверны – опять же невозможно смотреть. Поэтому не могу выделить отдельный этап.

У фильма богатая фестивальная жизнь. Есть какие-то отзывы, зрительские реакции, которые вам запомнились?

Алексей: Одна из наших побед – на фестивале «Окно в Европу» в Выборге. Там всего два приза. Приз жюри и приз по итогам открытого зрительского голосования. Когда мы попали на голосование, я подумал, что это конкурс «у кого больше друзей в соцсетях». Я отправлял ссылку на фильм друзьям и просил голосовать, если фильм нравится. И тут неожиданно посыпалось такое количество отзывов! Люди писали, звонили. Друзья и знакомые, с которыми я уже не общался в силу обстоятельств десятки лет, рассказывали про наш фильм, про то, как он их зацепил, задел за живое. И мы выиграли этот конкурс!

Один из самых дорогих для нас призов – диплом фестиваля «Короче». Уже больше года прошло, до сих пор вспоминаем. Мы были там втроем: Ольга, наш замечательный оператор Александра Авдонина и я. Прекрасная организация, независимая оценка работ. Одно сплошное удовольствие.

Ольга: Да, это один из самых крутых фестивалей для короткого метра. Еще было Гран-при в Иране.

Алексей: Да, главный приз достался нам. Весь зал аплодировал стоя. Я вышел на сцену. Это было круто, как в кино.

Наталия, именно вы стали тем человеком, который занялся продвижением фильма «Гейм». Как это вышло?

Наталия: Я в первую очередь зритель. Зритель, любящий интеллектуальное кино. Чем больше публики посмотрит «умный» фильм, тем больше интересных людей будет вокруг. Поэтому для меня интересно продвижение фильма как готового продукта. Фестивальная история здесь очень важна, так как такого рода фильмы редко попадают в массовый прокат, а участие в фестивалях и конкурсах – возможность показать кино не только узкому кругу отборщиков и членов жюри, но и зрителю.

Я посмотрела «Гейм» в первый раз уже полностью готовым на дружеском показе, осталась впечатлена темой, затронутой авторами: доверие внутри человеческих отношений. Это тот козырь в рукаве, без которого спать под одним одеялом невозможно. Именно эта идея фильма вдохновила меня стать его промоушен-продюсером.

Как вы относитесь к выбору главного героя?

Алексей: Глупое, неразумное решение. Но он его принимает. Это мужской поступок. Его жена, которая уже в общем на грани ухода из семьи, понимает этот выбор и остается с главным героем. Здесь, в этом пласте истории, у нас, можно сказать, хэппи-энд.

Что было бы, если бы Андрей не выиграл?

Алексей: Кина бы не было. Это если смотреть на это глазами драматурга. А если представить, что мы спрятались за батареей и наблюдаем за этой семьей, то ничего бы не изменилось. Но тут вопрос к героине Ольги: осталась бы она с героем или нет. В фильме она с ним осталась, потому что тот способен на настоящий мужской поступок, пусть безрассудный. Он и ради нее готов на все, она это чувствует. А в случае проигрыша Андрея он бы себя так не проявил. Нужна была бы какая-то другая ситуация, чтобы он мог себя так проявить.

 

Также фильм доступен на платформе российского авторского кино "Пилигрим", где можно поддержать режиссера. 
Материал подготовилаИрина Гугушина, специальный корреспондент "CinePromo"


Интервью с другими молодыми российскими авторами, а также самые интересные и награждаемые короткометражные фильмы можно найти в нашем КИНОЗАЛЕ и на нашем канале в YOUTUBE. Подписывайтесь - обновления каждую неделю, включая долгожданные премьеры короткометражных фестивальных хитов. Готовим много сюрпризов для настоящих киноманов и фанатов короткого метра.


CinePromo - № 1 среди компаний, оказывающих комплекс услуг по фестивальному продвижению фильмов. Также мы делаем субтитры, DCP, Прокатные удостоверения \ УНФ.

Нам доверяют: Медиалаборатория — Яндекс.Таксикинокомпания «Централ Партнершип»ЛенфильмComedy Club ProductionHype ProductionAll Media Companyкиностудия им. М. ГорькогоМосфильмМагнум-Фильм, сеть КАРОМолодежный центр Союза кинематографистов РФВГИК-Дебют и СПбГИКиТ-ДебютПервый каналплатформа Start.ru, телеканалы СТСРЕН ТВ и ВГТРК, киностудия "Лендок", студия Алексея Германа мл., Институт им. Гёте, музей современного искусства «Гараж», ведущие российские кинопроизводственные компании и независимые авторы. CinePromo - единственная российская компания, имеющая эксклюзивные договора на фестивальное продвижение студенческих фильмов ГИТРа и СПбГИКиТ; также мы активно работаем со студентами и выпускниками Московской школы киноВГИКа, ВКСРRoma Film AcademyМосковской школы нового кино и др. ведущих отечественных и зарубежных вузов.