фестивальное продвижение, субтитры,
DCP, DPX, Blu-Ray, ПУ \ УНФ
RU

Короткометражный фильм "Ex.Amen" примет участие в конкурсе Grenzland Filmtage, который пройдет в немецком городе Селбе с 9 по 12 апреля 2015. Ранее картина была показана на Московском Международном кинофестивале, итальянском CinemadaMare, где вошла в 20-ку лучших из более чем 2 000 работ, и в программе SHORTini Film Festival на о. Сицилия, по итогам которого кинолента получила главную режиссерскую награду. Конкурсные показы "Ex.Amen’а" также состоялись на "GRAND OFF" в Варшаве, одном из крупнейших фестивалей независимого кино, где фильм вошёл в номинацию «лучший монтаж» и в рамках грузинского International Short Film Festival “Sesily”.

В чем секрет фестивального успеха фильма? Что следует за ним - как дальше развивается карьера создателей киноленты? В поисках ответов CinePromo взяли интервью у автора сценария, режиссера и продюсера картины Юрия Суходольского.

Юрий, Вы уже давно состоявшийся режиссер, снявший множество документальных и игровых полнометражных картин. Почему решили снять короткометражку?

Я не считаю себя давно состоявшимся режиссером. Я действительно занимался документальным телевизионным кино, но только на пути к игровому. Да и там моей основной мотивацией было желание рассказать о людях, чьё творчество и судьба заслуживали, на мой взгляд, того, чтобы о них узнала аудитория.

Это были проекты, где просветительская функция была для меня первоочередной. Так, я год потратил на то, чтобы фильм о Евгении Шварце вышел не на “Культуре”, а на “России”, а затем ещё год на производство этой 44-минутной картины, в ходе которого мной были извлечены на свет архивные документы, которых никто до этого никогда не видел.
Я надеюсь, что мы все доживём до того дня, когда, например, про Евгения Шварца или про Александра Беляева, автора “Головы профессора Доуэля”, будут сняты байопики. Русский XX век богат на кинематографичные человеческие судьбы.

Параллельно с документальным кино о людях я пытался как-то прорваться в игровое, и многие годы я чувствовал себя как бабочка в оконной раме - между надеждой и отчаянием.

Сценарий “Черный и звезда” “подрубил” кризис 2008 года на стадии предпродакшна. В этой картине должны были сниматься такие актёры, как Мария Миронова, Алексей Горбунов, Ольга Тумайкина, а оператором-постановщиком картины я пригласил тогда ещё начинающего Семёна Яковлева. Я уверен, что это кино будет снято, несмотря на то, что сценарий написан восемь лет назад.

В 2009 году я предпринял попытку сделать русско-французскую картину “Наше синее небо”, но в последний момент по французскому блоку не удалось договориться с партнёрами в Париже. В Начиная с 2010, шёл какой-то перманентный процесс переговоров со студиями, подачи ими моих проектов в Госкино, по моим сценариями на телевидении выходили фильмы, были театральные работы. Но всё это было не тем, чего бы мне хотелось.
В какой-то момент, причем не самый благоприятный для меня, я решил снять пусть небольшое, но бескомпромиссное кино про то, что волнует именно меня и так, как я считаю это правильным. Кроме того, меня лично задевал тот факт, что у нас есть целое поколение актёров, которые почти не снимаются или снимаются крайне мало. У них такой уровень актёрской культуры и интеллекта, что для них просто нет материала. Я хотел такой материал найти.
 

О чем фильм?

Вопреки расхожему мнению о том, что содержание хорошего фильма можно пересказать в одной фразе, я считаю, что оно вербально невыразимо.

Но если попытаться это сделать, то я бы сказал, что «Ex.Amen” - это история про современного Лазаря. Это кино о том, что не существует безнадежно погибших, и для человека всегда есть путь душевного возрождения, как бы глубоко он не пал. Такой шанс тебе всегда будет дан. Я пытался в этом фильме поговорить о судьбе своего поколения, рассказать о его взаимоотношениях с родителями, школой, просто жизнью. А по жанру эта история восходит к «рождественскому рассказу». По первому образованию я филолог, защищал диссертацию по Лескову, это дань как ему, так и итальянскому писателю Дино Буццати, по мотивам новеллы которого создавался сценарий.

Вы также являетесь авторам сценария фильма. Как говорил Тим Бертон: «Режиссер всю жизнь снимает один и тот же фильм». Можно ли сказать, что "Ex.Amen" также является отражением личного?

Я расхожусь во мнении с Тимом Бертоном. Так, Чехов говорил, что писатель начинается тогда, когда он научается говорить не о себе, а видеть и изображать других людей. Меня интересуют разные темы и разные пространства. Скорее можно говорить о том, что некоторые личные темы так или иначе влияют на твоё отношение к действительности. В «Ex.Amen'е» это, конечно, присутствует. Это очень личное кино.


Сложнее снимать по собственному сценарию или по чужому? В чем разница?

В моей жизни был только один случай, когда я делал документальное кино по чужому сценарию, но я его существенно изменил. В прошлом году мне предложили довольно интересную сериальную историю, где сценарий был практически написан, но она не состоялась. Если бы я её снимал, я бы тоже активно вмешался в сценарий.

Режиссер должен впитать сценарий, сделать его своим, чтобы интегрировать его в изобразительный ряд, воплотить. Но ведь в кино и вообще, с моей точки зрения, самое прекрасное - это творческое взаимодействие, когда большое количество талантливых людей с яркой индивидуальностью вдруг почему-то начинают создавать нечто общее. Это потрясающее чувство.

Есть такая поговорка, что тот, кто поработал на съёмочной площадке, из кино уже не возвращается. Если это, конечно, та съёмочная площадка, на которой творят, а не только деньги зарабатывают. Я думаю, что это чувство сотворчества и есть тот наркотик, который и в малых дозах вызывает мощное привыкание.

Насущный вопрос, пожалуй, для любого кинопродюсера. Где брали деньги на кино? Как Вы относитесь к модным сейчас всевозможным питчингам и кинорынкам?

Я в состоянии полунищеты пошёл в банк и взял кредит под 24% годовых, совершенно не представляя, как я его буду отдавать. Это были те “живые” деньги, без которых кино никак не снять. За остальную часть бюджета я буду благодарен до конца своих дней замечательной творческой группе, состоявшей, замечу, отнюдь не из дебютантов. Достаточно сказать, что художником-постановщиком картины выступил Сергей Австриевских, человек, который сделал, например, «Дикое поле» Калатозишвили, а оператором – Руслан Герасименков, получивший «Белый квадрат» за фильм «Одна война». В главной роли снялся Сергей Юшкевич, а актёрский ансамбль составили такие люди, как Ольга Калашникова, Мария Шашлова, Евгения Крегжде и Сергей Епишев. Люди согласились работать со мной бесплатно или за символическое вознаграждение. Большинство из них до прочтения сценария обо мне вообще ничего не знали.

Что касается питчингов, то я к ним никак не отношусь. Я себя как-то не вижу в режиме выхода на сцену и попытки кому-то там понравиться. Есть понятный пакет документов на проект – рассматривайте. А шоу – это в другом месте. С другой стороны, все попытки сделать процедуру принятия решения о запуске того или иного фильма, особенно с государственной поддержкой, более прозрачной я только приветствую. Пока она очень архаична, я бы сказал - в стиле 90-х.

Что бы Вы пожелали начинающим коллегам-кинематографистам?

Учитывая, что я еще не очень состоявшийся режиссер, могу только сказать несколько слов о специфике короткометражного кино. Очень многие рассматривают (и справедливо) кино «короткое» как путь в «длинное», но надо чётко понимать, к чему ты стремишься. Если ты хочешь получить большое количество призов на фестивалях, это одно, а если ты хочешь получать предложения о работе – это совершенно другое. Первое – это на телефон с креативом, второе - надо постараться показать, что ты владеешь профессией. Тут есть понятное противоречие. Первое - это почти бесплатно, а для второго нужны средства и довольно значительные.

Я считаю, что нам необходима государственная программа поддержки короткометражного кино, а главным призом в короткометражном конкурсе на больших российских фестивалях должны быть гранты на «большое» кино.

Что у Вас происходит сейчас - как после «Ex.Amen’а» развивается Ваша творческая карьера? Насколько я знаю, у вас завершились съемки в Крыму.

Надо сказать, что “Ex.Amen” существенно помог мне в режиссерской карьере. Почти сразу начали поступать первые предложения…

Сейчас я заканчиваю минисериал для «России» по собственному сценарию под рабочим названием «Заговоренный». Это фильм-дуэль, рассказ о двух бывших друзьях по спецназу ВДВ, которые оказались по разные стороны баррикад. Это международная история. Действие фильма происходит в Ливии, Сербии, Косово и России. В нём сыграли актёры из разных стран, и мы пытались откликнуться на самые актуальные проблемы современного мира. В этом кино также, как и в «Ex.amen» присутствует мистический элемент.

Это рассказ в том числе и о том, что происходит с людьми, когда они живут на пороге смерти.

Пока у канала есть стойкое ощущение, что мы это будем как-то продолжать, но, конечно, надо дождаться зрительской реакции – фильм непростой и по содержанию, и по средствам выражения. Кроме этого проекта есть ещё ряд предложений. Я рад, например, тому, что историческое кино, с идей которого я много лет назад обивал пороги, у нас начинает развиваться. Есть очень интересная история про литовского князя Довмонта, который принял православие и сделал для Руси больше, чем Александр Невский.

Также совместно с компанией “GM production” мы разрабатываем 2 проекта. Первый - социальная драма «Аномалия», это полный метр. Второй – «Мост», который мыслится пока как полный метр плюс 4 серии, и должен быть сделан в ко-продукции Россия-Сербия-Хорватия.

Есть у меня интересный проект лирической комедии из трёх новелл про любовь – ищу партнёров для его реализации. Есть телевизионные предложения. Я вообще всегда охотно знакомлюсь с новыми людьми и всегда открыт для новых проектов.




CinePromo - российская компания №1 по фестивальному продвижению фильмов. Также мы делаем субтитры и DCP, оформляем Прокатные удостоверения и УНФзапускаем короткометражные фильмы в прокат и проводим собственный фестиваль короткого метра.


Нам доверяют: Медиалаборатория — Яндекс.Таксикинокомпания «Централ Партнершип»ЛенфильмComedy Club ProductionHype ProductionКинокомпания Андрея КончаловскогоAll Media Companyкиностудия им. М. ГорькогоМосфильмМагнум-Фильм (кинокомпания Анны Меликян), сеть КАРОМолодежный центр Союза кинематографистов РФВГИК-Дебют и СПбГИКиТ-ДебютПервый каналплатформа Start.ru, телеканалы СТСРЕН ТВ и ВГТРК, киностудия "Лендок", студия Алексея Германа мл., Институт им. Гётемузей современного искусства «Гараж», ведущие российские кинопроизводственные компании и независимые авторы. 

CinePromo - единственная российская компания, имеющая эксклюзивные договора на фестивальное продвижение студенческих фильмов ГИТРа и СПбГИКиТ
; также мы активно работаем со студентами и выпускниками Московской школы киноВГИКа, ВКСРRoma Film AcademyМосковской школы нового кино и др. ведущих отечественных и зарубежных вузов.