Многие кинематографисты до сих пор считают, что показ короткометражного фильма в интернете ставит ограничения для его фестивального продвижения и лишает возможности демонстрироваться на крупнейших мировых кинофестивалях.
На самом же деле правда в том, что в настоящее время 2/3 лучших кинофестивалей принимают фильмы, независимо от их онлайн-статуса. Вам больше не придется выбирать между фестивальным продвижением и онлайн-показом. Вы можете делать и то, и другое параллельно, руководствуясь рекомендованной нами стратегией для кинематографистов, которая называется Be Everywhere all at Once (Быть везде одновременно).
ПРАВИЛА И ПОЛОЖЕНИЯ
Для того чтобы понять, имеет ли Ваш фильм, показанный ранее онлайн, возможность участвовать в программе фестиваля, необходимо обратить внимание на следующие моменты.
• Принимаются ли фильмы, показанные ранее онлайн.
Sundance Film Festival: «К короткометражным фильмам не предъявляется премьерных требований, как и ограничений по предварительным показам для сохранения их права на участие. Короткометражные фильмы могут быть показаны на любом количестве фестивалей или на других публичных площадках в любой точке мира, транслироваться по телевидению или в интернете, с помощью домашнего видеоплеера или в рамках любой другой публичной дистрибьюционной платформы».
• Онлайн-фильмы допускаются до участия, но приоритет отдается премьерам.
BFI London Film Festival: «К короткометражным фильмам не предъявляется премьерных требований, как и ограничений по предварительным показам. Короткометражные фильмы могут транслироваться по телевидению или в интернете, демонстрироваться в любой точке мира и по-прежнему сохранять право участия в фестивале. Но не смотря на то фестиваль не предъявляет жестких премьерных требований, все же в нашем конкурсе короткометражных фильмов отдается предпочтение британским, европейским и мировым премьерам».
• Онлайн-фильмы допускаются до участия, но только в определенных программах.
Berlinale: «Если фильм доступен онлайн только в стране производства, вы можете подать заявку на Panorama, Forum и Generation. Но к участию в конкурсной программе короткометражные фильмы, показанные ранее в интернете или на VOD, не допускаются».
• Не принимают онлайн-фильмы.
Международный кинофестиваль DOK Leipzig: «Фильмы, которые транслировались или будут транслироваться по телевидению в Германии, имеют кинопрокатную историю в Германии, были опубликованы в Интернете или выпущены для домашнего просмотра или в рамках другой общедоступной дистрибьюционной платформы (Blu-ray, DVD, streaming, VOD и т. д.) до фестиваля, утрачивают право на участие».
КИНОПРЕМИЯ «ОСКАР»
Самой значимой наградой для короткометражного фильма является его признание Академией кинематографических искусств и наук. В последние годы правила Oscar претерпели некоторые изменения и стали не столь жесткими, поскольку затронули вопросы онлайн-дистрибьюции. Изначально короткометражные фильмы, претендующие на эту награду, категорически не могли быть онлайн. Позже был разрешен показ фильма в интернете, если он был квалифицирован ранее. Теперь, согласно последним поправкам (действительным на апрель 2019 года), короткометражные фильмы имеют право претендовать на Oscar независимо от истории их онлайн-дистрибьюции в случае победы на фестивале категории "Oscar-бустер" (прим. CinePromo: это фестивали, аккредитованные Академией, победа в определенных категориях которых, дает право на попадание в лонг-лист Oscar).
Вот соответствующее правило: "Фильм должен выиграть квалификационную награду на отборочном мероприятии, включенном в список фестивалей короткого метра, независимо от какой-либо предшествующей публичной его демонстрации или иного способа некинотеатральной дистрибьюции. Подтверждение награды должно быть предоставлено вместе с заявкой. Список фестивалей категории "Oscar-бустер" для короткометражных фильмов можно найти на сайте www.oscars.org или получить по запросу в Академии. (Правило III.A.2)".
ПРИМЕЧАНИЕ
1. Фестивальное продвижение - это динамичный, постоянно обновляющийся ресурс, поэтому по мере изменения правил в список фестивалей вносятся дополнения.
2. Этот список - скорее ориентир развития, а не директивное указание по изменению постоянных правил фестиваля. Правила меняются. Фестивали развиваются.
3. Обязательно внимательно проверьте эти рекомендации, некоторые из них очевидны, в то время как другие являются более сложными.
Основной вывод заключается в том, что большинство фестивалей не возражает против онлайн-дистрибьюции. Некоторые фестивали, в том числе и несколько достаточно престижных, по-прежнему являются сторонниками премьерных показов, но по большому счету это уже не табу, как было принято считать.
64% ПРИНИМАЮТ ОНЛАЙН ФИЛЬМЫ: 80 – «ЗА», 45 – «ПРОТИВ»
И тем не менее, предыстория вашей работы имеет значение для её фестивального продвижения: если ваш фильм просто взорвал интернет, то, скорее всего, фестиваль будет не очень заинтересован в его показе. Отбор фильмов весьма субъективен, и в конце концов некоторые фестивали хотят поддерживать ощущение собственной исключительности, которое изначально не приемлет сенсацию извне.
Но также верно и обратное: онлайн-фильмы все чаще отбираются на фестивали из-за своей популярности в интернете. Масса средних и небольших фестивалей, которые проигрывают конкурентную борьбу по заявкам, напрямую обращаются к кинематографистам. Это не редкость, когда кинорежиссер может одновременно получить десятки запросов на свой фильм после того, как разместил его в интернете - многие фестивали готовы даже отказаться от взносов.
ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД
Оба мнения имеют право на существование - мир велик в нем найдется место всему. Даже если фильм получил 1000 просмотров в интернете, есть вероятность, что ни один из зрителей, посетивших фестиваль, не видел его. Мне кажется, что и в дальнейшем все будут двигаться в этом направлении. По мере того, как все больше короткого метра продолжит захлестывать интернет и все больше зрителей будет пытаться отыскать среди них настоящие шедевры, даже самые строгие фестивали должны будут пересмотреть свои правила, иначе они рискуют остаться позади.
Здесь можно найти перечень фестивалей, принимающих заявки на фильмы, которые есть в открытом доступе в интернете. Таблица была составлена на основании предоставленной информации о порядке подачи заявок, а также правил и положений фестиваля (на официальных сайтах фестивалей, а также платформах).
Источник: www.shortoftheweek.com
Особая благодарность Katie Metcalfe (куратору кинофестиваля "Sundance’’и комиссару по делам "Nowness’’) за первоначальную помощь в составлении списка.
Перевод: Сергей Коржаев, редактура: Юлия Шейкина