"Никто не хочется запускать проект с нуля — каждый стремится сесть в поезд, который уже движется”. Путь от идеи до готового фильма никогда не бывает ровным и прямым, особенно если вы его начинаете с нуля. Но как сделать идеальную презентацию для нужных вам людей? Представляем пошаговую инструкцию от ветеранов индустрии Tiffany Boyle, Jessica Freeborn, Stefan Nowicki и Tyler MacIntyre в рамках дискуссии на престижном американском фестивале SXSW.
Шаг 1: Сбор информации.
Вне зависимости от того, кому вы презентуете свою работу - кинокомпании, дистрибьютору или инвестору, обязательно выясните, кто из них лучше всего подходит именно для вас. Это означает, что нужно найти людей, которые работают с фильмами, подобными вашему.
"Что я жду от презентации проекта? Честно говоря, дело даже не в моих предпочтениях", - сказал Freeborn, - а в соответствии нашему направлению. Например, не надо делать презентацию фильма ужасов в Focus Features - они делают фильмы, достойные фестивальных наград. Вначале нужно выяснить, кому вы представляете свою работу и что ищут конкретно эти люди".
По словам участников дискуссии, вы, безусловно, должны привести свою презентацию в соответствие с интересами тех, перед кем выступаете, но в разумных пределах. "Не вздумайте заставлять себя делать проект только потому, что кто-то [компания] может быть заинтересован в нем", - сказал MacIntyre. "Подумайте лучше о работах, которые полностью захватывают лично вас, и о том, кто смог бы помочь вам в их производстве. Например, я снимаю фильмы ужасов с бюджетом от 2 000 000 до 5 000 000 долларов. Был период, когда на презентациях меня спрашивали: "У вас есть какие-нибудь фильмы с привидениями?" Так происходило потому, что картина “Заклятие” только что вышла в прокат. Я не обижался. Я просто старался доказать, что мои проекты другого плана также могут быть успешными в будущем".
Шаг 2: Питч-встречи.
Нетворкинг, “холодные” звонки и рассылки, питчинги и прочие индустриальные мероприятия - чего бы вам это ни стоило, задействуйте всё.
"Нетворкинг - лучшее средство для раскрутки, - сказал Boyle. - Есть индустриальные мероприятия, устраиваемые кинокомпаниями. Есть дискуссионные площадки, такие как Stage 32, в рамках которых проводятся презентации, где вас могут заметить производители. Существует множество мест, которые вам нужно суметь посетить. То, что точно не стоит делать, так это массово рассылать свой сценарий по электронной почте".
"Лично я отвечаю на все электронные письма, потому что мы небольшая растущая компания," - сказал Freeborn. - "Но многие другие этого не делают. Если вы собираетесь вести “холодные” переписки по e-mail, обязательно включите в письмо свою краткую биографию, идею проекта (синопсис), на котором вы сосредоточены, а также укажите тех, кто уже в нем участвует. Прикреплять к такому письму свой сценарий точно не стоит, но упомяните, что вы можете отправить его, если получатель заинтересуется".
Шаг 3: Фильмы-референсы.
Референсы - это фильмы, сопоставимые с вашим проектом с точки зрения маркетинга и успешности. Но только не делайте самую распространенную ошибку, сравнивая свой фильм с другим в художественном (творческом) аспекте, если только вы не хотите обратить внимание продюсера во время презентации на схожесть вашего проекта с картинами, с которыми он обычно работает.
"Кому-то из тех, кто видел вашу презентацию, может понравиться ваш проект, но им все равно нужно, например, доказать правильность своего выбора руководству", - сказал Freeborn. - "Не говорите, что вы сняли очередной “Парк Юрского периода” или что этот очередной никому пока неизвестный мегахит был придуман вами, а не скопирован с известной картины. Давайте будем реалистами (если не консерваторами) - вы же не хотите прослыть дерзким или сумасшедшим. Мы используем референс для определения суммы выделяемых вам денег, поэтому выбирайте для сравнения относительно недавние фильмы, которые, по вашему мнению, соответствуют вашей картине с точки зрения маркетинговой успешности”.
Шаг 4: Напиши хит.
Если бы у вас был действительно потрясающий проект, а не обычная, ничем не выделяющаяся работа, вы бы имели гораздо больше шансов на личную встречу для её детальной презентации. Но что, если вы не располагаете ничем подобным?
По словам участников дискуссии, вам нужно попытаться привлечь к работе известного актера или режиссера, которые придадут вашему проекту вес. В противном случае отборщики и программные директора кинофестивалей — единственные, кто будут отстаивать ваш фильм, и вся надежда только на них.
"Никто не хочется запускать проект с нуля — каждый стремится сесть в поезд, который уже движется” - сказал Boyle. - “Большинство актеров снимаются за деньги. Если это ваша первая работа, будьте готовы выложить значительную сумму. Конечно, можно попытаться привлечь к работе актера в качестве продюсера, если он или она заинтересуется вашим проектом. В противном случае вам остается надеяться лишь на то, что получиться пробиться на Sundance или SXSW".
Шаг 5: Обоснование концепции.
Есть ли польза от короткого видеоролика, наглядно демонстрирующего ваш замысел? Это зависит от того, располагаете ли вы нужной суммой, чтобы снять такой ролик.
"Обоснование концепции должно быть убедительным, как хлыст, - сказал McIntyre. - "Но если все вышло не так, как задумывалось изначально, результат может быть обратным. Одновременно с этим время от времени полезно размещать публикации в интернете - большое количество положительных откликов, будет свидетельствовать об интересе к вашему проекту".
Шаг 6: Перепроверка ваших материалов для презентации.
По мнению участников дискуссии, это материалы, которые вы должны подготовить для своего выступления вне зависимости от того, включите ли вы их в окончательный вариант своей презентации или нет:
- Копия сценария,
- Синопсис, теглайн и логлайн,
- Лукбук (передает настроение и тональность; если это драма, например, может помочь понять, мелодрама это или глубокая социальная драма; как раз здесь вы можете использовать референсы),
- Био- и фильмографии ключевых членов команды,
- Имеющийся бюджет,
- Планируемый бюджет,
- Дримкаст (при необходимости),
- Контакты.
Шаг 6: Во время презентации вы должны быть обаятельны.
Делая презентацию офлайн, по телефону или по электронной почте, будьте привлекательны, не разрушайте свой положительный имидж. Конечно, это очень волнительный момент, но все же постарайтесь быть дружелюбными.
"Вам просто необходимо быть веселыми, дружелюбными, очаровательными", - сказал Freeborn. - "Вы должны вести себя так, чтобы люди захотели работать с вами. Жизнь коротка - если мы не захотим иметь с вами дело, мы не будем этого делать".
Nowicki добавил: "Если сомневаешься в успехе, просто продемонстрируй свой энтузиазм и увлеченность".
Шаг 7: Будьте вежливы.
По словам участников дискуссии, небольшой компании может потребоваться от 3-х до 4-х недель, чтобы изучить ваш сценарий и сопутствующие материалы. В большой компании процесс может растянуться до 6-ти месяцев. Несмотря на это всегда оставайтесь вежливыми, поскольку даже попадание в проект не означает, что в дальнейшем для вас все двери уже открыты.
"Спустя какое-то время (после подачи материалов) раз в 2 недели можно поинтересоваться, как идут дела, и это будет нормально, - сказал Boyle. - "Если вы не хотите надоедать человеку, попросите его сообщить вам, когда можно будет узнать результат. Всеми способами старайтесь держать меня в курсе вашей карьеры или следующего проекта. Если вам срочно нужен ответ, просто вежливо скажите: "Мы хотели бы получить ответ к такой-то дате, так как у нас есть еще предложения".
И напоследок, помните, что дистрибьюторы и инвесторы берут в разработку очень незначительную часть представленных проектов. Знайте, что отказ - это часть процесса. Не отчаивайтесь! Когда одна дверь закрывается, открывается другая.
Источник: www.sxsw.com
Перевод: Сергей Коржаев, редактура: Юлия Шейкина