Дебаты в рамках Full Frame Documentary Festival на тему «Честная торговля для кинематографистов» бушевали несколько недель, но ни один режиссер так и не объяснил, как ориентироваться в мире киносмотров. Продюсер документального кино Дэниел Чалфен решил внести свою лепту и рассказать, как он отбирает фестивали для своих фильмов… Его картины демонстрировались на Tribeca Film Festival, SXSW, Toronto International Film Festival, Berlinale, HotDocs, Silverdocs, Camden International Film Festival, True/False, Full Frame Documentary Festival и на сотнях других.
Неутихающие дебаты о компенсациях кинематографистам от кинофестивалей были интересными и сложными. До сих пор режиссеры говорили об этом вполголоса. Конечно, кинематографисты должны получать компенсацию за свой труд, но, похоже, предпосылкой этой дискуссии является мнение о том, что на сегодняшний день они не могут определиться, что им нужно. Тот факт, что в рамках Full Frame Documentary Festival в дискуссии на эту тему принимали участие только фестивальные инсайдеры (хотя двое из них подрабатывают кинематографистами), а не продюсеры и режиссеры, говорит о патернализме в этом вопросе. Кинофестивали и режиссеры оказывают друг другу определенного рода услуги, поэтому режиссерам тоже нужно высказать свое мнение.
Мои фильмы проходили отбор на различных фестивалях, таких как Tribeca Film Festival, Atlanta Jewish Film Festival и Rochester Gay & Lesbian Video and Film Festival. Я очень внимательно рассматриваю каждую заявку и приглашение. Я подаю заявку и посещаю тот или иной фестиваль, преследуя конкретные цели. В первую очередь, это бизнес-решение: будет ли этот фестиваль прямо или косвенно способствовать тому, чтобы мой фильм начал приносить доход? Но я обращаю внимание и на многое другое… Хорошая ли эта коммуникационная площадка? Проходит ли смотр там, где один из моих актеров может присутствовать вместе со своей семьей и друзьями? Нужна ли аудитории, которая соберется на данном фестивале, моя история? Можно ли там хорошо отдохнуть?
Если фестиваль отбирает фильм, но не собирается платить за показ или компенсировать проезд и проживание режиссеру (который может захотеть присутствовать там по разным причинам), я могу отказаться от приглашения. В некоторых я участвую в расчете на то, что даже само присутствие и демонстрация фильма там, будет выгодно с коммерческой или творческой (коммерческой и творческой) точки зрения для дальнейшего развития проекта. Мы проявили настойчивость и находчивость и сняли фильм, но это только полдела. Показать его зрителям - это другая часть, поэтому мы должны быть столь же настойчивы и находчивы и в этой работе, и стратегия дистрибьюции картины через фестивальную схему является основной частью нашего плана. Фестивали по-прежнему являются важнейшей основой для коммерческого продвижения большинства фильмов.
Кинофестивали должны быть частью долгосрочной стратегии режиссера, просчитанной еще на этапе кинопроизводства. Наиболее продвинутые в стратегическом отношении кинематографисты принимают участие в целевых фестивалях, которые действительно предлагают что-то, будь то профайл, связи, деньги или просто хорошо проведенное время – более того кинофестивали должны будут стать адаптивными, если они хотят выбирать контент, и это будет полезно для всех.
Другими словами, фестивали, делайте то, что вам экономически выгодно. Все решает спрос и предложение. И у нас, кинематографистов, тоже есть возможность повысить востребованность наших работ, для этого нужно снимать шедевры и продвигать их. Каким-то фестивалям придется платить за то, чтобы получить фильмы, которые они хотят (или утратить выбор контента). Для других возможность оставаться теми, кем они являются более ценно, чем благотворительная стипендия в несколько сотен долларов (о чем мы и говорим). Многим фестивалям, находящимся в рейтинге где-то между Sundance и Mid-Valley Video Festival, придется найти свою золотую середину, которая уравновешивает их собственные потребности и потребности кинематографистов. И то, как они справятся с этим, зависит от их собственных амбиций: некоторые предпочтут остаться маленькими местными фестивалями; другие ставят перед собой более грандиозные задачи, требующих сбора средства, в том числе и за счет ассигнований кинематографистов. Так же, как волны поднимаются вверх, так и фильмы достигают вершины успеха с лучшими фестивалями.
Кинематографисты, будьте придирчивы: не принимайте приглашение на фестиваль, который ничего не платит и не способствует увеличению потенциальной доходности фильма (или не предлагает другие личные или профессиональные преимущества). Но и не стоит пренебрегать возникающими хорошими возможностями, которые не сулят немедленного или прямого потока доходов.
И если мы действительно хотим разобраться в основных вопросах, связанных с финансированием и компенсацией кинематографистам, я бы предложил несколько вариантов решения, которые стоит изучить повнимательнее....
Дэниел Чалфен является продюсером и соучредителем Naked Edge Films. На его счету такие картины, как “State 194 “The Revisionaries,”, “Code of theWest”, “Gone,” “Donor Unknown,” “Budrus,” “The Disappearance of McKinley Nolan,” “War Don Don,” “Meeting Resistance,” “39 Pounds of Love,” и недавно анонсированные “Silenced” и “The Life and Mind of Mark DeFriest.” Эти фильмы демонстрировались на фестивалях Tribeca Film Festival, SXSW, Toronto International Film Festival, Berlinale, HotDocs, Silverdocs, Camden International Film Festival, True/False, Full Frame Documentary Festival и на сотнях других.
Источник: www.indiewire.com
Перевод: Сергей Коржаев, редактура: Юлия Шейкина