Сейчас я в пути - еду и пишу эти строки. Я сидел в окружении трудолюбивой команды в офисе Raindance в Торонто. Позвонил клиент и стал расспрашивать о масштабных мероприятиях, запланированных здесь, в Торонто, и поинтересовался, можно ли стать участником Raindance, не имея таланта.
А в прошлые выходные в Торонто я, как обычно, проводил сеанс субботней киношколы, и одна из посетительниц подошла ко мне с вопросом, как она могла бы определить, есть ли у нее талант.
Ох, уж эти мифы о таланте... Удивительно, как часто меня спрашивают об этом. Позвольте мне развенчать этот миф.
1. ТАЛАНТ НЕ ИМЕЕТ ПЕРВОСТЕПЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ
Вы действительно думаете, что добрый Господь, или как вы еще называете высшую жизненную силу, незримо присутствует при рождении, решая, кого из детей наградить талантом, а кого нет?
Я так не думаю. Я считаю, что мы все приходим в этот мир одинаково одаренными. Когда я учился в художественной школе в Торонто, мне приходилось изучать Пикассо. Он сам утверждал, что не обладал большим талантом. И также отмечал, что, не смотря на то, что уже в 7 лет мог рисовать, как взрослый, ему потребовалась вся оставшаяся жизнь, чтобы научиться рисовать, как ребенок.
2. ТАЛАНТ - ЭТО РАБОТА
Мне посчастливилось общаться с десятками деятелей из самых разных областей искусства: кинематографистами, сценаристами, поэтами, романистами, музыкантами и скульпторами. Какое-то время в начале 70-ых мне довелось работать у скульптора Генри Мура. Это был человек большого таланта, но и он постоянно оттачивал свое ремесло. Он разработал методику, помогающую ему воплощать свои идеи в бронзе, дереве и камене.
Кинематографисты тоже могли бы почерпнуть для себя много полезного у Генри Мура. По-моему, талант художника заключается в его способности совершенствовать свое дарование для лучшего воплощения своих идей в жизнь.
3. ТАЛАНТ - ТО СТРАСТЬ
Я не хочу, чтобы меня воспринимали как авторитета, основателя крупнейшего кинофестиваля в Британии, но я горжусь тем, что сделал. Я хожу, разговариваю, обедаю и сплю в Raindance. И знаешь, что я тебе скажу? У меня бы не вышло, я не смог бы работать по стольку часов и выдерживать этот сумасшедший график, если бы не одна вещь. Страсть.
Пытаться сделать что-либо без страсти означает, обрести на неудачу любую затею. И люди будут думать, что тебе просто не хватает таланта.
4. ТАЛАНТ - ЭТО УВЕРЕННОСТЬ В СВОИХ СИЛАХ
Мешал ли вам когда-нибудь в вашем писательском труде груз ответственности? Как вы думаете, это имеет какое-то отношение к таланту? Конечно, нет. Это имеет отношение к уверенности в себе. Как преумножить свой талант? Только, через опыт.
Сейчас же прекратите читать, и идите писать, снимать или режиссировать свою короткометражку, художественный или документальный фильм. Набирайтесь опыта. Делайте это снова и снова.
5. ТАЛАНТ - ЭТО СПОСОБНОСТЬ СЛЫШАТЬ ОКРУЖАЮЩИХ
Так называемые талантливые художники умеют правильно воспринимать отзывы о своей работе и использовать их для своего совершенствования. Я не говорю, что вы должны подстраиваться под мнение окружающих. Просто научитесь слушать.
Талантливые кинематографисты также постоянно совершенствуют свое мастерство, чтобы снятые ими фильмы и истории с каждым разом становились всё лучше и лучше. С этой целью для учеников Raindance организовано множество учебных курсов в Лондоне и по всему миру, и именно поэтому мы вправе сказать, что готовим талантливых кинематографистов.
6. ТАЛАНТА НИКОГДА НЕ БЫВАЕТ МНОГО
Не бывает людей талантливых от рождения. У тебя могут быть какие-то врожденные способности. Но талант - это то, что человек приобретает в течение жизни. Как и некоторые другие нюансы кинопроизводства, которые тоже можно освоить.
Это чем-то напоминает концерт джазового квартета, где "талантливые" музыканты как бы разговаривают друг с другом при помощи своих инструментов.
А еще "талантливые" кинематографисты чутко реагируют на коммерческие запросы производства и маркетинга. Вот, что такое талант. Киноиндустрия одержима деньгами. В конце концов это бизнес. Если вы хотите произвести впечатление на магнатов кинобизнеса, всё, что вам нужно, это научиться снимать фильмы, приносящие максимальную выгоду от дистрибьюции. Не делайте это своей главной задачей. И вас будут считать талантливым.
У меня лучшая работа в мире. Каждую неделю я встречаюсь с десятками самых талантливых людей. Воспользуйтесь и вы этой возможностью: покажите мне свои сценарии и фильмы. Расскажите, как вам удалось преодолеть этот миф о таланте. Нужна помощь? Чего же вы ждете?
Надеюсь, это поможет.
Об авторе:
Эллиот Гров - основатель кинофестиваля Raindance и British Independent Film Awards. Он выпустил более сотни короткометражных фильмов, а также 5 художественных фильмов, в том числе неоднократно отмеченный наградами «The Living and the Dead» в 2006. Он преподает на курсах сценаристов и продюсеров в Великобритании, Европе, Азии и Америке.
Эллиот Гров написал 3 книги, которые стали отраслевыми стандартами:
- Labs Raindance Writers: Write + Sell the Hot Screenplay (в 2-х изданиях);
- Лаборатория продюсеров Raindance: Lo-To-No Budget Filmaking;
- Beginning Filmmaking: 100 Easy Steps from Script to Screen (Professional Media Practice) - Начало кино: 100 простых шагов от сценария к экрану (профессиональная медиа-практика).
Он выпустил более 700 короткометражек и 6 художественных картин, включая новый боевик AMBER. В 2009 он был удостоен степени доктора наук за заслуги в области кинообразования.
Источник: www.raindance.org
Перевод: Сергей Коржаев, редактура: Юлия Шейкина