Время от времени я встречаю писателей и кинематографистов, которые сообщают мне о своих новых работах. Когда я прошу их рассказать мне о своем проекте, я заряжаюсь настроением и атмосферой. И в итоге слышу бессвязную и нерешительную речь. Я теряю к ним интерес раньше, чем они закончат. Они понятия не имеют, как нужно представлять свою работу.
Реальность такова: фильмы начинаются с презентации. Вот как это делаю я. Когда у меня появляется новая идея для фильма или блога, или события в Raindance – я делюсь ею со своей командой. Если мне не удается найти нужных слов, они теряют интерес. И мне обидно, что они не поняли.
С Вами тоже случалось подобное? Почему люди не стали слушать Ваше выступление? Идея настолько плоха? Нет, плоха презентация этой идеи.
Первый шаг в понимании тонкости искусства презентации - это изучение её различных форм.
1. ВСТУПЛЕНИЕ
Часто нужные встречи происходят экспромтом, и тогда необходимо уметь коротко, в двух словах объяснить, кто главные герои, чего они хотят и как достигают или не достигают своих целей.
Мастера искусства презентации знают, как структурировать свой короткий рассказ.
- Это история или комедийный ужастик о том...
- Затем нужно описать главного героя, не называя его имени, потому что оно нам ни о чем не говорит, мы не знаем, кто такой "Вася". Но мы сможем визуализировать его, если уточнить "история о поющем кондукторе автобуса", например...
- Следующий трюк состоит в том, чтобы рассказать о цели главного героя и сделать его более реальным; поведать только историю персонажа, которой хочет продать свой сценарий, слишком поверхностно - мы все хотим продать свой сценарий; нужно отчетливее обозначить главную цель героя, но не торопиться с развязкой, справится он или нет (например, это история о поющем кондукторе автобуса, который должен продать свой сценарий завтра к полудню, иначе наступят ужасные последствия - теперь мы обозначили время, когда главный герой должен достичь цели или его постигнет неудача); но в силу возникших обстоятельств будет много причин, которые помешают вашему персонажу достичь цели - не вдаваясь в подробности, назовите главную из них, айте понять, что из этого вышло.
- И не переживайте по этому поводу. Расскажите нам. Поймите, что эта история не будет опубликована на первой странице национальных новостей, это только для тех людей в индустрии, кто может снять Ваш фильм или опубликовать Вашу книгу. Раскройте нам финал истории.
По сути, это и есть сжатая двухминутная презентация, появившаяся на свет!
2. РАСШИРЕННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Профессионалы, совершенствующие искусство презентации, знают, когда остановиться и как подвести итог (об этом рассказано выше). Затем они переходят к более детальному освещению своей истории. Вас будут часто перебивать просьбами раскрыть подробности. Ваша презентация может длиться 10 или 20 минут. Вы должны показать, что тоже довольны тем, что написали. И избегайте чтения с листа. Иначе может сложиться впечатление, что вы плохо знаете свою историю.
3. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Иногда спрашивают краткое содержание. Краткое содержание - это резюме вашей истории, написанное в прозе. Как правило, оно содержит от 10 до 50 страниц в зависимости от проекта.
Несколько лет назад я встретил человека, который в совершенстве владел искусством презентации. В качестве режиссера он снимал короткометражные фильмы, которые демонстрировались миллионы раз. Позже работая менеджером по закупкам, я слышал тысячи презентаций. Затем я занялся издательством и создал лучшую в мире коллекцию книг о кинематографии. Но никто из тех, кто мне знаком, не давал советы полезнее, чем Майкл Уис. Он разработал методику работы со сценаристами и режиссерами, помогающую создавать новые истории. И я заметил одну особенность. Чем серьезнее отношение писателя или режиссера к презентации, тем более востребованными и успешными становятся их работы. Майкл Уис изредка выступает на Raindance. Мы называем это Pitch Clinic.
Об авторе:
Эллиот Гров - основатель кинофестиваля Raindance и British Independent Film Awards. Он выпустил более сотни короткометражных фильмов, а также 5 художественных фильмов, в том числе неоднократно отмеченный наградами «The Living and the Dead» в 2006. Он преподает на курсах сценаристов и продюсеров в Великобритании, Европе, Азии и Америке.
Эллиот Гров написал 3 книги, которые стали отраслевыми стандартами:
- Labs Raindance Writers: Write + Sell the Hot Screenplay (в 2-х изданиях);
- Лаборатория продюсеров Raindance: Lo-To-No Budget Filmaking;
- Beginning Filmmaking: 100 Easy Steps from Script to Screen (Professional Media Practice) - Начало кино: 100 простых шагов от сценария к экрану (профессиональная медиа-практика).
Он выпустил более 700 короткометражек и 6 художественных картин, включая новый боевик AMBER. В 2009 он был удостоен степени доктора наук за заслуги в области кинообразования.
Источник: www.raindance.org
Перевод: Сергей Коржаев, редактура: Юлия Терентьева