Меню

8 вещей, о которых вы узнаете за первые 8 лет кино

Теория кино

Каждый, кто помнит, фильм "Hugo" Мартина Скорсезе (2011) включает короткую презентацию необычного инновационного и в тоже время еще довольно примитивного мира первых нескольких лет существования кинематографа, который Tom Gunning назвал «кино аттракционов». При просмотре фильмов той эпохи (кстати, их осталось совсем немного - по некоторым оценкам, 75% немого кино утрачено навсегда) первое, что бросается в глаза - это их бесхитростность. Вы наверняка почувствовали, как первопроходцы кино пытались это исправить, с восхищением наблюдая за реализацией их новаторских идей.

Этот пост - небольшое исследование мира раннего кинематографа и того полезного из работ тех лет, что может пригодиться даже такому совершенному современному кинопроизводству.

Неужели вы совсем не скучаете по черно-белым короткометражкам, которые сняты людьми, не имеющими понятия, что такое режиссерский сценарий? Не волнуйтесь, вы не потратите много времени на просмотр - эти видео всегда были очень короткими. Если вы действительно не хотите смотреть на все это, просто перейдите к видео с котиком в конце статьи.

1. СПЕЦЭФФЕКТЫ МОЖНО СОЗДАВАТЬ БЕЗ ЗАТРАТ.

Выход картины «Demolition of a Wall» ("Разрушители стены") (1895) братьев Люмьер стал официальной датой рождения кино и, как известно, первым примером обратного движения, снятого на пленку. Их выбор объекта съемок вполне обоснован: нас не удивляет, что стена рушится так быстро, но скорость ее восстановления при воспроизведении фильма в обратном порядке действительно поражает, поскольку выходит за рамки привычного.

Пыли, образующейся при сносе стены, отведена роль дымовой завесы, которая используется при исполнении фокуса, и очень интересно наблюдать, как он поглощается стеной во время обратного движения пленки. Это и есть пример первого и очень дешевого спецэффекта (надеюсь, братья Люмьер в любом случае должны были избавиться от этой стены).



2. ВЫ МОЖЕТЕ БЫТЬ РЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫМ И СМЕШНЫМ ОДНОВРЕМЕННО. 

Фильм The Big Swallow ("Большая ласточка") (1901), где впервые использовали экстремально крупный план, является отличным примером того, как давно зрители стали понимать, что смотрят фильм, доказывая, что референциальность в кино не новшество, не современное изобретение и не инновация. И как показывает пример британского режиссера James Williamson, это может быть еще и смешно.



3. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ - ЭТО ТО, ЧТО МЫ НАУЧИМСЯ ПОНИМАТЬ.  

The Life of an American Fireman (1903) ("Жизнь американского пожарного") Edwin S. Porter долгое время считался первым примером параллельного монтажа в истории кино.

Если вы внимательно посмотрите эту работу, то поймете, что никакого параллельного монтажа в ней вообще нет; вместо этого с интервалом в 5 - 10 минут можно увидеть повторение действий предыдущего кадра, но в другом месте. Историк кино Charles Musser пришел к выводу, что первоначальной была версия, показанная в 1903 году, а другая с параллельным монтажом выпущена позже, как обновленная версия. Если сейчас параллельный монтаж является для нас обычным делом, то раньше кинематографисты опасались, что зрители, привыкшие к просмотру пьес, происходящих в одном месте, не поймут изменения местоположения во время непрерывного действия и того, что они видят события, происходящие в разных местах в одно и то же время. И только спустя несколько лет, после того, как зрители привыкли к этому, параллельный монтаж стал нормальной практикой.



4. ТИТРЫ ИНОГДА МОГУТ БОЛЬШЕ ЗАПУТАТЬ, ЧЕМ ПОЯСНИТЬ. 

По мнению Tom Gunning, зрители той поры даже не могли подумать, что будут разъезжать на движущихся транспортных средствах, которые они увидели на экране. Снятая через 5 лет после знаменитой работы братьев Люмьер «Arrival of a Train at La Ciotat» ("Прибытие поезда на вокзал La Ciotat"), картина Cecil M. Hepworth «How it Feels to Be Run Over» ("Что чувствует убегающий") (1900) совершенствует идею предыдущего фильма, демонстрируя автомобиль, буквально наезжающий на камеру и зрителя. Но лично для меня самое интересное в этом британском фильме - это субтитры в конце картины: после того, как экран потемнел, появляется тройной восклицательный знак, затем еще один и таинственная фраза: «О! Это счастье». Оказывается, в оригинале было: "О! Мама будет довольна", что имеет более глубокий смысл. Эти слова, написанные от руки после быстро появляющихся один за другим восклицательных знаков, сильно отличаются от статичных четких субтитров, которые стали привычными в следующие 27 лет существования немого кино. Возможно, кинематографисты еще не понимали, что чтение субтитров, быстро мелькающих на экране, на самом деле довольно затруднительно. Или сделали это намеренно в надежде заострить внимание именно на хаотичности речи того, кто только что попал под автомобиль. С этой точки зрения, по-моему, даже хорошо, что в единственно доступной на Youtube версии фильма не хватает одного слова.



5. ВЫ МОЖЕТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЪЕМКУ ДВИЖУЩЕЙСЯ КАМЕРОЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ БОЛЕЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ КАДРОВ. 

В Национальном Архиве BFI мы как-то смотрели фильм «Cecil Hepworth Alice in Wonderland» ("Алиса в Стране Чудес") (1903), первую экранизацию детской книги Lewis Carroll. В этой картине есть много того, что можно запомнить и полюбить, начиная с невозмутимого Чеширского кота (о котиках поговорим позже) и прекрасного заголовка до просмотра сильно разрушенной пленки, что делает его похожим на галлюцинации. Даже не смотря на то, что некоторые кадры, снятые движущейся камерой, безусловно, довольно примитивны по сравнению с современными стандартами, но внимательно досмотрев их до конца, понимаешь, что причина пробуждения Алисы - именно ее мечтательное видение.



6. ЛУЧШИЙ РЕЗУЛЬТАТ ПОЛУЧАЕТСЯ ПРИ СОЧЕТАНИИ СЪЕМОК ДВИЖУЩЕЙСЯ И СТАТИЧНОЙ КАМЕРЫ. 

Британский кинорежиссер George A. Smith’s, снявший картину «A Kiss in the Tunnel» ("Поцелуй в туннеле") (1899), считается основоположником монтажа из-за его трех идеально смонтированных кадров. Темный кадр в середине соответствует движению поезда внутри тоннеля, а два оставшихся - за его пределами. Фильм также может служить примером того, как в раннем кино создавали иллюзию движения, для этого оператора привязывали к передней части движущегося транспортного средства, после чего отпадала необходимость в перемещении камеры для демонстрации движения. Такой прием при съемке применялся не долго, но, несмотря на это, он сделал очевидной необходимость совершенствования методов съемок движущейся камерой. Достигнутый здесь эффект особенно поражает, потому что в начале эпизод снимается камерой, стоящей на месте – и мы видим только поезд, идущий на нас, и кажется, что это лишь копия фильма Братьев Люмьер «Arrival of a Train at La Ciotat» ("Прибытие поезда в La Ciotat"). Однако, пока неподвижная камера снаружи продолжает снимать приближение поезда к нам, вторая камера, расположенная в самом поезде, снимает тоже движение в противоположном направлении - очень эффективный способ сочетания съемок движущейся и статичной камер.



7. ПОЛУЧАЙТЕ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ВАШЕГО РЕКВИЗИТА. 

Работа George A. Smith As Seen Through a Telescope ("Что видно в телескоп") (1900), является одним из первых примеров использования кадров крупного плана в связном повествовании. Круглая рамка на экране обусловлена показом на этих кадрах того, что старик видит в телескоп. Однако рамки использовались и в других фильмах, чтобы помочь зрителю разобраться в том, что происходит на кадрах крупного плана. По-видимому, зрителям тогда еще было трудно понять, что то, на что они смотрят в настоящий момент, просто более близкий вид того, что они уже могли видеть в кадре раньше. Кадры из этого фильма кого-то могут возмущать (они показывают лодыжку женщины - как они посмели!) или раздражать вуайеризмом и детальным показом женского тела. Но самым интересным, по-моему, является то, что в начале картины мы видим человека, бесцельно созерцающего небо через телескоп, а в конце наблюдающего, по-видимому, действительно эротическое зрелище женской лодыжки, используя прибор на треноге неожиданным образом. И наконец...


8. ВИДЕО С КОТИКОМ - СОБЫТИЕ ВЕКА.

Через три года после выхода картины «As Seen Through a Telescope» ("Что видно в телескоп") George Albert Smith, видимо, почувствовал, что зрители готовы понять переход от обычного кадра к крупному без круговой рамки на экране. И я считаю правильным, что первым фильмом, снятым с использованием более сложного типа монтажа, считается видео с котиком.



Eleonora Passelli - стажер в Raindance, после учебы в Шотландии и Канаде (хотя сама она из Италии!) закончила магистратуру в King's College London. Сейчас решила отложить на время свои эссе о теории кино, чтобы окунуться в реальный мир киноиндустрии.

Источник: www.raindance.org
Перевод: Сергей Коржаев, редактура: Юлия Терентьева




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

Как пишутся актерские ансамбли для кино и сериалов?

Как пишутся актерские ансамбли для кино и сериалов?

28.03.2024 746

В отличие от обычных сюжетов, сосредоточенных на одном или двух персонажах, сюжеты с несколькими персонажами требуют от автора умения жонглировать сюжетными линиями, арками героев и перспективами, в то же время поддерживая целостность истории и удерживая внимание зрителя на ней.

Подробнее...
Что такое восьмиэтапная сюжетная арка?

Что такое восьмиэтапная сюжетная арка?

11.03.2024 1184

Есть множество подходов к написанию сценария. Что такое восьмишаговая сюжетная арка, и когда ее используют?

Подробнее...
Как написать успешный тритмент для рекламного ролика

Как написать успешный тритмент для рекламного ролика

15.02.2024 851

Съемка рекламного ролика – прекрасный способ для режиссера заявить о себе в киноиндустрии. Самое сложное для режиссерского дебюта в том, чтобы тебя и твою работу заметили. Найти финансирование для игрового фильма довольно сложно, однако существует множество мелкомасштабных проектов, которые дадут вам возможность заработать и получить бесценный опыт.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram