Целью сессии Sheffield Doc/Fest, международного фестиваля документального кино, под названием «Секретный мир подготовки кинофестиваля», было заглянуть за кулисы организации фестивалей и дать советы кинематографистам по ориентированию в фестивальной системе.
Команда во главе с Адамом Бенцин, помощником редактора в Realscreen, при участии Хуссейна Каримбой, директора организационной команды на Sheffield Doc/Fest, Дэвида Куриер, старшего организатора кинофестиваля Sundance и режиссера Жани Финлей (“Великая Хип-Хоп мистификация”) выполнила все, что обещала, и даже немного больше. Финлей, чьи фильмы показаны на таких фестивалях, как SXSW, Sheffield Doc/Fest, Hot Docs и др., предоставила режиссерам схему навигации по кинофестивалю, а Каримбой и Куриер объяснили, как подать заявку и быть принятыми на соответствующие фестивали.
Вот некоторые из ключевых моментов сессии...
ДАВАЙТЕ НАЧИСТОТУ: У ВАС МАЛО ШАНСОВ
По словам Каримбой, на участие в Sheffield Doc / Fest поступает около 2000 заявок, но отбирают всего 150 фильмов (включая интерактивные фильмы, короткометражки и более старые картины, выходящие в прокат).
«В прошлом году мы получили в общей сложности около 13 000 заявок, в том числе короткометражки и фантастику. Из этих 13 000 около 8000 - короткометражки. Остальные – это художественные фильмы, из которых 1800 или 2000 были документальными. В итоге мы отобрали 41 художественный фильм», - сказал Куриер.
НЕ ОТПРАВЛЯЙТЕ НА ФЕСТИВАЛЬ НЕЗАВЕРШЕННУЮ РАБОТУ
«В начале карьеры я обычно говорил: «Круто, предоставьте черновой монтаж фильма». Позже, когда я снова увидел этот фильм, он был совершенно другой. Теперь я говорю: «Отправляйте только лучшее из того, что у вас есть». Ничего не имею против цветокоррекции или микширования... И пожалуйста, не спешите с отправкой. Подумайте, что вы хотите сказать, и сделайте это с помощью своего фильма», - подчеркивает Каримбой.
Не отправляйте на фестиваль незавершенную работу. Не обязательно судорожно вычитывать текст до каждой запятой, но убедитесь хотя бы в том, что вы рассказываете свою историю понятным для всех языком. Отправьте нам свой лучший фильм», - Куриер.
НЕ ОТПРАВЛЯЙТЕ ПОДАРКИ ОРГАНИЗАТОРАМ
«Не присылайте мне подарки, пожалуйста. Один парень прислал мне фильм из Ливерпуля, посвященный центру для реабилитации наркоманов. В упаковке с DVD диском также лежал шприц. Другой парень из Луизианы прислал пачку растворимого супа из креветок. Да, это было мило, так по-домашнему, но, пожалуйста, не делайте этого», - просит Каримбой.
БУДЬТЕ УВЕРЕНЫ, ЧТО НА ФЕСТИВАЛЕ ВАШ ФИЛЬМ БУДУТ СМОТРЕТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Некоторые режиссеры считают, что кинофестивали – это один большой лохотрон для выкачивания денег из доверчивых кинематографистов за подачу заявки, а их фильмы потом никто никогда и не смотрит. Как Sheffield Doc / Fest, так и Sundance полагаются на специалистов предварительного отбора, которые просматривают и оценивают работы, прежде чем они попадают к отборщикам.
«У нас есть 8 отборщиков по художественным фильмам, целый отдел, специализирующийся только на короткометражках, и около 35 специалистов по предварительному отбору, которые первыми просматривают большинство фильмов. Все эти люди проделывают потрясающую работу и делают это с любовью. Мы платим им. Они пишут рецензии, оценивая работы по 5-бальной системе, где 5 - высший балл. Один из наших отборщиков просматривает все фильмы с оценкой от 1 до 2, чтобы убедиться, что специалисты по предварительному отбору ничего не пропустили; может быть и такое, что фильм был экспериментальным, и они могли его забраковать. Остальные просматривают фильмы с оценкой от 3 до 5. Каждый фильм просматривается целиком. Наши специалисты обязательно досмотрят работу до конца, даже если это худшее, что им доводилось видеть в своей жизни”, - говорит Куриер.
НЕ ЗАБУДЬТЕ ДАТЬ НАЗВАНИЕ ВАШЕМУ ФИЛЬМУ И НАПИСАТЬ ВАШЕ ИМЯ НА ОБЛОЖКЕ DVD-ДИСКА
“Присылайте DVD-диск с чистой обложкой – так будет легче его найти. Вы нам очень поможете, если напишите на обложке только свое имя и номер”, - утверждает Каримбой. “Обязательно напишите название вашего фильма на диске. Если там нет названия - мы считаем диски пустыми. Вы должны быть уверены, что надпись на обложке достаточно заметна, чтобы на ваш фильм обратили внимание”, — Куриер.
УБЕДИТЕСЬ, ЧТО ВАШ ФИЛЬМ ПОЛНОСТЬЮ ПРОИГРЫВАЕТСЯ НА ДИСКЕ
“Режиссёры спешат с отправкой DVD-дисков, не проверив, проигрывается ли запись полностью. Обидно, когда на 40-ой минуте фильм обрывается, особенно, если он действительно стоящий, и у него есть все шансы быть отобранным с высокой оценкой. В основном у нас не будет времени постоянно связываться с вами и просить прислать новый диск. Это раздражает, ведь вы отняли у нас 40 минут действительно драгоценного времени”, - Куриер.
НА НЕКОТОРЫЕ ФЕСТИВАЛИ, ВКЛЮЧАЯ SUNDANCE, ВЫ МОЖЕТЕ ПОВТОРНО ПОДАВАТЬ ЗАЯВКУ
“Далеко не все кинофестивали допускают повторную подачу заявки. А мы делаем это. Нам это не нравится, но так бывает”, — Куриер (по его словам, “Стражи Небес” представлялись дважды, прежде чем фильм окончательно приняли в прошлом году. “В поисках Сахарного Человека” также был представлен повторно, после того, как не прошел в первый раз).
ФЕСТИВАЛИ НЕ ПОЛУЧАЮТ ПРИБЫЛЬ ОТ КОМИССИИ ЗА ПОДАЧУ ЗАЯВКИ — ДА И НЕ ВСЕМ НУЖНО ПЛАТИТЬ
Каримбой уверяет, что, если режиссер представит убедительное объяснение того, что не в состоянии оплатить сборы, он может быть освобожден от оплаты. По словам Куриер, именитые режиссёры часто не оплачивают сборы. “Мы не берём денег с Алекса Гибни, потому что мы с ним хорошие друзья. В этом нет смысла - это ведь не первый встречный. Речь идет об уважении к режиссеру, творчеством которого ты восхищаешься”, — Куриер.
ВЫБЕРИТЕ ПОДХОДЯЩИЙ ФЕСТИВАЛЬ ДЛЯ ВАШЕГО ФИЛЬМА
“В мире так много различных фестивалей, и Вам нужно сделать свой выбор вовремя. Спросите себя: чего вы хотите достичь с помощью этого мероприятия? Хотите заявить о себе? Заработать денег? Вы не сможете одновременно заработать и репутацию, и деньги. Будьте реалистом”, — Финлей.
ИЗУЧИТЕ ПРАВИЛА И СОБЛЮДАЙТЕ ИХ
“Вы должны изучить требования и правила, по которым фильму присуждается статус премьеры на фестивале, и соблюдать их. Не пытайтесь обманывать людей”, — Куриер.
ПОДДЕРЖИВАЙТЕ КОНТАКТ С ОРГАНИЗАТОРАМИ — НО НЕ НАВЯЗЫВАЙТЕСЬ
“Вы можете задать мне вопрос, типа: «Привет, я делаю вот это. Что ты об этом думаешь?» Ваши письма только приветствуются”, — Каримбой.
Sundance отслеживает множество фильмов, находящихся на стадии производства или даже на стадии разработки, и это одна из причин, по которой Куриер посещает Sheffield Doc/Fest’s, чтобы «изучить рынок». «Я ищу фильмы на следующий год. Если у вас для нас что-то есть – будьте со мной на связи, чтобы я внес ваш фильм в наш список. Когда он будет готов полностью – снова свяжитесь со мной… но не будьте слишком навязчивы. Просто соблюдайте баланс».
БУДЬТЕ В НУЖНОМ МЕСТЕ И В НУЖНОЕ ВРЕМЯ
«Ни для кого не секрет, что мы принимаем решения на День Благодарения, так что не донимайте нас в сентябре / октябре или даже в начале ноября, что якобы вы не в курсе», — Куриер.
КИНОФЕСТИВАЛИ МОГУТ НЕ ПРИНЯТЬ ОТЛИЧНЫЕ ФИЛЬМЫ ПО МНОГИМ ПРИЧИНАМ
«Из-за большой разницы числа между полученными и отобранными фильмами нам приходится говорить «нет» многим работам, которые нам нравятся, и мне приходится лично уведомлять об этом режиссёров. Я пишу действительно искренние, восторженные отзывы на фильмы, режиссёрам которых я только что сказал «нет». И люди думают, что я их обманываю. Почему же вы не взяли мой фильм, если он вам действительно так понравился? Поверьте, на это есть множество причин. Например, нельзя включить 4 фильма про хоккей в программу из 12 фильмов. Это безумие. Так что не думайте, что я отказываю вам просто так – на это влияет целый ряд факторов”, — Куриер.
Фото: EW - та самая знаменитая фотосессия Sundance 2013: Exclusive EW Portraits;)