Мировая премьера полнометражного дебютного фильма Алексея Злобина "Лорик" состоялась на "Золотом абрикосе", аккредитованном FIAPF, а международная прошла в рамках конкурсной программы таллинских "Темных ночей". В России показы фильма, снятого в ко-продукции Армении, России, Швейцарии, Сербии, Швеции и Кипра, еще только предстоят в 2019.
Представляем отзывы кинокритиков и влог, снятый на одном из 15-ти фестивалей "А"-класса.
Марина Рихтер для CineEuropa:
Драма Алексея Злобина рассказывает зрителю о таинственном вмешательстве высших сил в жизнь пожилого актёра, вследствие чего его эгоизм уступает месту добросердечию.
Драма российского режиссёра Алексея Злобина об обмене телами «Лорик» представлена в программе дебютов First Feature Competition международного кинофестиваля «Тёмные ночи», который проходит в Таллине. Это история об эгоистичном пожилом актёре Лоуренсе Александровиче (в исполнении Михаила Погосяна, сосценариста и сопродюсера фильма), чья страсть к театру находится в постоянной конфронтации с его нелюбовью к окружающим людям. Властный, грубый и надменный, он свято верит в то, что никто из его собеседников и близко не дотягивает до его уровня интеллектуального развития. Если ему что-то не нравится, он закатывает скандал, а брошенные им фразы из классической литературы в адрес своих коллег и соседей отпугивают и без того узкий круг окружающих его людей.
Скромность и доброта далеко не самые сильные стороны Лорика, пока он, буквально выражаясь, не становится другим человеком. Когда театр закрывается якобы на реставрацию, что, по факту, превращает здание в штаб-квартиру могущественной, коррумпированной и жаждущей денег политической партии, Лорик сбивается с пути. Одинокий и несчастный из-за неудачного поворота событий накануне премьеры пьесы по мотивам повести Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», он возвращается домой и занимается самобичеванием. Именно в тот момент, когда он рассматривает фотографию своих давно погибших в автокатастрофе родителей, которые также были актёрами, его настигает момент таинственного вмешательства высших сил. Как раз когда он, опустив голову, читает известный монолог пьесы Шекспира «Макбет»: «Жизнь - это только тень, комедиант, паясничавший полчаса на сцене…», он внезапно превращается в своего соседа-пьяницу Джоника. Кстати, фильм в большом количестве содержит монологи и цитаты из классики: от Шекспира, Сервантеса и Кэрролла и заканчивая детской песенкой про Шалтай-Болтая.
Цитируя Гусеницу из «Алисы в стране чудес» после вступительных титров: «Все не так, от самого начала и до самого конца», Злобин, скорее всего, подсознательно оправдывает такую запутанную сюжетную линию. После того, как главный герой превращается в своего соседа, Лорик на короткое время становится девушкой Чинар, горничной своей тёти Тамары (в исполнении Шакэ Тухманян), прикованной к постели, потом 8-летней девочкой Асей (Ирэн Айвазян), и, наконец, коррумпированным политиком и кандидатом в президенты Гарником Карапетовичем (который также является отцом молодого человека Чинар Артура), в исполнении Джона Макаряна. Сложно сказать, каким образом работает магия, так как процесс превращения каждый раз происходит по-разному, и души прыгают от одного тела к другому как стеклянные шарики. Подобное уже происходило в американском фильме «Чумовая пятница». Причина, по которой режиссёр выбрал столько различных смен личностей, становится понятной уже в начале фильма, и, несмотря на то, что такая сюжетная линия сопутствует логике сценария, это наиболее доступный и очевидный способ трансформации анти-героя в человека с добрым сердцем.
Стоит отметить замечательную работу Армена Газаряна, художника-постановщика, Анны Закарян, которая занималась подбором мест для съёмок по всему Еревану, и просто сказочный саундтрек, написанный Давидом Аладжяном – одним из наиболее известных современных композиторов. Одна из наиболее памятных сцен – это церемония, напоминающая масонский ритуал, которую в фильме проводит партия правых. Они хотят наделить своего любимого политика Гарника, тело которого «позаимствовал» Лорик, почетным титулом «Рыцарь Орлиного Носа».
Хелен Шасмин, кинокритик: «Лорик» переносит зрителя в сказочную современную Армению.
Лорик – это известный театральный актёр, чья жизнь сосредоточена вокруг театра и актёрского искусства как такового. Учитывая это, его захватила жизнь в “Алисе в стране чудес”, и он создал ряд сцен для чудесной страны Алисы. Однако, если однажды театр закроют, Лорик не будет знать, кем быть, пока не найдёт себя в этой стране чудес.
Лорик - первый полнометражный художественный фильм режиссёра Алексея Злобина, где он создал главного героя – благородного человека на фоне приключений Алисы и завораживающих пейзажей Армении.
События происходят в наше время в Армении, и можно было бы считать их по-настоящему чудесными, если не знать о реалиях этой страны. Образ Алисы или Лорика очень интересен для Михаила Погосяна, с которым начинают происходить странные вещи на улицах города: он живёт активной жизнью в телах других людей, и с каждым новым “прыжком” в другое тело у него появляется возможность попробовать себя в новой роли, примерить новый характер, перейти на новый уровень.
Все эти случаи тесно переплетаются с историей страны или древним наследием современной Армении. Режиссёр высказывается по поводу проблем и радостей страны, повседневной жизни людей и трудностей, которые нужно преодолеть, чтобы выжить.
“Лорик” – это потрясающая история о современной Армении, полной несправедливости, надежды и огромного желания жить в атмосфере игривости и в воплощении ярких персонажей. Кому же повезёт сделать его сказку былью?
Картина однозначно рекомендуется к просмотру.
Антон Бител для Eye for Film:
Названный в честь Лоуренса Оливье своими родителями-актёрами, или попросту Лориком, пожилой и ужасный эгоист Лоуренс (со сценарист и сопродюсер Михаил Погосян) был рождён для сцены и жить не может без театра, проживая каждую свою роль от начала и до конца к отчаянию своих близких и друзей, которых он постоянно отталкивает. Пока Лорик работает над драматической версией Алисы в стране чудес (в премьере которой много лет назад должны были играть его погибшие в дорожной аварии родители), внезапно появившаяся правая политическая партия закрывает театр на реконструкцию и превращает его в свою штаб-квартиру. После того как Лорика “выперли” из театра, он пустился в собственное приключение по чудесной столице Армении Еревану, волшебным образом вселяясь в тела других людей: в соседа, домработницу своей тёти, больную девочку, а также в лидера партии и кандидата в президенты. Помогая всем этим людям и улучшая их жизнь, Лорик сам научился состраданию.
Жизнь – это театр в фантастическом фильме Андрея Злобина о переходе из одного тела в другое, где преодолеваются классовые границы, изобличают коррумпированного неофашиста и даже спасают чужую жизнь, а город претерпевает большие изменения (хотя и, вероятно, только в голове Лорика). Несомненно то, что этот фильм для семейного просмотра. Ведь его сказочный волшебный реализм с ироничным политическим подтекстом понравится молодым людям (и молодым душой). В фильме благодаря искусной работе художника-постановщика и магии монтажа, реальный город превращается в мистическую чайную вечеринку. Фильм может не только вызвать грусть, но также даёт зрителю пространство для воображения и новых идей о том, какую роль каждый из нас может сыграть, чтобы сделать наш мир лучше.