Мир охватил задор щенка, играющего со старой калошей... Фильм «Ла-Ла Ленд» малоизвестного режиссёра Дэмьена Шазелла стал рекордсменом по числу номинаций на премию «Оскар» в 2017 году; гильдия продюсеров США также объявила этот слабенький мюзикл «шедевром» и «кассой» проката...
Пришлось два часа ёрзать на стуле, силой воли распахивать глаза, юлить как чёрт перед заутреней, чтобы досмотреть кино, в котором нет ни смысла, ни слова, ни сюжета. Когда я спросила своих неглупых знакомых, по какой причине они хвалят то, о чём в интеллектуальной компании и говорить не принято, мне пояснили: «Кино вызывает чувство умиления». Мои слова о том, как философы Просвещения (Иммануил Кант, Адам Смит, Эдмунд Бёрк) считали, что без правильной «настройки» на связь между красотой и правдой, умиление останавливает развитие человеческой личности, притупляя его разум, а человек в своём самообразовании должен пройти стадии от умиления к формированию красоты, — не вызвали дискуссии. Умиление от «Ла-Ла Ленда» стало сильнее доводов «чистого разума».
Мир ошалел от упрощений. Вопросы задаются в формате «окей, гугл»; ответы на сообщения — стикеры или смайлики; успех измеряется поднятыми вверх большими пальцами или сердечками под фото в инстаграм. По упрощённой схеме действуют все, постепенно сводя свою жизнь к машинерии, простым функциям, не требующим размышлений.
Вот, например, февраль — во всём глянце «месяц любви». Слова главного редактора копируют друг друга, изменяя интонацию (восторженность нулевых на «позу скептического реализма» 2017-го). Все в возбуждении от 14 февраля и мечтают «всерьёз разобраться в отношениях М+Ж». Темы те же, вопросы по кругу, будто мир не изменился, часы остановились на следующий день после написания «Домостроя». Страниц 20 эфира отдано мнениям экспертов: как выйти удачно замуж, спать сразу или через три свидания, после Шанель или хватит и Фурлы... Весь текст можно переписать в лаконичные пару строк смайликов, эмодзи и стикеров.
Некоторое время назад я была в отъезде. Друг написал смс: «Опиши, где ты...». Я ответила: «Солнце садится, и его последние лучи озаряют всё вокруг восхитительным золотым светом. В сверкающей инеем траве прыгают воробьи. Облака переливаются всеми оттенками пурпурного и алого цвета и, принимая странные рваные формы, уплывают в сторону заката. В этот момент нельзя отрицать красоту мира». Сюда (в текст) нужно проникнуть, постараться прочесть его медленно, чтобы услышать... К «Ла Ла Ленду» прислушиваться не надо - он погремит вокруг. Углубляться в чтение псевдоинтеллектуального глянца тоже не придётся. Советы экспертов своим обилием успокоят читателя общностью тревог. Активная и самоотверженная общественная деятельность не даст «вечно уставшему и сбившемуся с ног работнику» понять, что его дела — лишь сублимация проблем личного характера.
Мир снова превратится в «радостный» мюзикл, который, к слову, набрал свою популярность в США и стал «национальной панацеей от печалей» в годы Великой Депрессии. А номинации на «Оскар» - это своего рода Brexit и борьба за национальный продукт, самоидентификацию «Undivided we Stand» - ведь, «Ла-Ла Ленд», если вдуматься, самый американский фильм наступившего нового века...
Анна Эспарса — выпускница исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова; многократный лауреат грантов Правительства Москвы; автор концепций городских фестивалей в рамках проекта «Московские сезоны»; шеф-редактор и соавтор телепередач Эдварда Радзинского.
Анна Эспарса: La La World
Off Top
- Подробности
- Просмотров: 11603
Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!
Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.