Меню

Как работает Джим Джармуш?

Off Top

Джим Джармуш — американский кинорежиссёр, сценарист и музыкант. Один из главных представителей американского независимого кинематографа. Режиссер и автор сценария фильмов "Кофе и сигареты" (1986), "Выживут только любовники" (2013) и пр. Неоднократный призёр Каннского кинофестиваля. Представляем откровения легендарного режиссера о профессиональных секретах и принципах его работы на примере фильма "Патерсон" (2016). 



«Патерсон» - фильм о нашей ежедневной рутинной жизни. Каждый день главный герой, водитель автобуса и по совместительству поэт, которого играет Адам Драйвер, просыпается рядом с любимой женой Лаурой (Гольшифте Фарахани) и добросовестно идёт на работу. Фильм представляет собой ежедневник, в котором каждый день чётко отделён от предыдущего. Создаётся впечатление, что работа предлагает Патерсону, военному в прошлом (подсказка фильма), некоторую зону комфорта. Временный отдых от хаоса жизни. Но, по мнению Джармуша, здесь нет взаимосвязи.

“Мой девиз по жизни: сложно заблудиться, если не знаешь, куда идёшь, - говорит Джармуш. - Лучший план – это отсутствие какого-либо плана. Я наиболее счастлив и продуктивен, когда у меня полно идей”.


Для Патерсона иметь внутреннее умственное пространство, чтобы поразмыслить над своими стихами перед рабочей сменой, становится жизненно необходимым аспектом его творчества. “Ему нравится иметь упорядоченную жизнь, - объясняет Джармуш, - это позволяет ему медленно плыть по течению и получать вдохновение для своего творчества”.

Временной отрезок в одну неделю – это намеренный приём, как будто автор пытается вступить в спор со зрителем, что творческий процесс иногда требует особого необходимого ритуала. Проще говоря, фильм пытается дать нам понять, что каждая творческая личность по своему уникальна (Лаура тоже занимается творчеством, но она работает по-другому). Создание фильма также является достаточно сложным структурированным процессом, которого не избежать даже беззаботному режиссёру. Как объясняет Джармуш, время – деньги.

“Всё строго регламентированно, - говорит Джармуш, - но даже несмотря на это, я люблю свободу. Я никогда не делаю раскадровку фильма и не пишу монтажных листов. Мы с оператором-постановщиком заранее решаем, как будем снимать ту или иную сцену, но при этом мы не передаём её съёмочной группе и не говорим: “Посмотрите, как много всего нам нужно смонтировать”. Я не люблю и не хочу ограничивать себя в чём-либо. Я люблю думать и делать по-своему. Мой мозг не аналитичен, я действую интуитивно”.

Единственное, что объединяет Джармуша с Патерсоном, - это двойственный подход к технологиям, который первый описывает как “полезный инструмент, по своей сути не являющимся полезным или нет: всё зависит от того, как он используется”.

Разница состоит в невысокой оценке разнообразия технологий, которые могут существовать после того, как появляются более новые инструменты. “Я считаю, что люди, которые ставят всё на новые технологии, являются недальновидными и ограниченными. Это как если бы люди изобрели фотоаппарат и решили, что живопись больше не актуальна, так как она лишь передаёт образы. Это абсурд. Это как сказать: “У тебя же есть ноутбук, почему ты пользуешься ручкой? Ты что, динозавр?!”

Но при этом Джармуш подчёркивает, что он не против современных технологий. Свои последние фильмы режиссёр снял, используя новейшее оборудование. Но когда Джармуш пишет сценарий, он делает это обычной ручкой на обычной бумаге, в отличие от Патерсона. “Это не так однообразно. Я люблю видеть пятно от кофе на странице своего блокнота или места, где я что-то зачеркнул. В то время как на компьютере ты просто нажимаешь клавишу “удалить”, а затем такой: “Подожди! Возможно, это мне бы пригодилось… Блин, я это удалил”.


Разумеется, в технологиях есть свои плюсы и минусы. Даже бумажные блокноты можно где-нибудь потерять (что открывает для себя Патерсон в одной из драматических сцен). Образ Марвина, грустного английского бульдога пары, убегающего от своих хозяев, когда остатки бумаги от порванного блокнота разлетаются по гостиной, как конфетти, - это одна из самых смешных и одновременно грустных сцен в фильме.

“Это похоже на тупейшую сюжетную линию, типа “мой пёс съел мою домашку, - говорит Джармуш застенчиво смеясь. Выглядит смешно, и это нормально. Это не новейший сюжет, и здесь нет никакой сюжетной линии: просто неделя из жизни обычных людей, не более того”.

Это лишь один способ самоуничижения, который использует режиссёр, чтобы показать свою скромность. Джармуш обычно просит актёров больше импровизировать, что, по мнению режиссёра, добавляет жизни в его сценарий. Но работать с Драйвером и Фарахани пришлось не по шаблону. “На этот раз мы практически не импровизировали, потому что они так решили. Они мне сказали, что им нравится сценарий и диалоги, а я ответил с досадой: “Разве вы не можете сделать их лучше? Нет, ответили они, - мы сделаем их лучше тем, как мы их сыграем”.

Джармуш верит в своих актёров, и результаты видно из фильма. “Гольшифте – очень яркая, энергичная и открытая. Адам – сдержанный и пассивный. В чём-то они напоминают своих героев. С ними было очень приятно работать”.

Как выяснилось, актёры добавили своим персонажам некоторые черты своих характеров. Несмотря на то, что в фильме не сказано о том, что Лаура – иранка, её акцент и персидская музыка, которая играет в квартире, невольно разоблачают этот факт (в фильме также можно заметить плавный переход к миниатюре персидского художника во время одной из поездок Патерсона). “Мне нравится находить мелкие детали, на которых можно поставить акцент,” - говорит Джармуш, прибавляя, что военное прошлое Драйвера побудило их добавить скрытые подсказки к послужному списку Патерсона.

“У него есть военная подготовка. Это всё, – объясняет Джармуш. - Я не хотел сказать ничего типа, “они встретились на Ближнем Востоке”. Я понятия не имею о месте их встречи. Во время съёмок я сказал им, что мне не интересна их предыстория, я просто хочу начать с понедельника”.

Автор: Тина Хассания




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

Как американцы  с русского кино пример брали

Как американцы с русского кино пример брали

16.06.2023 1010

В зарубежной литературе упоминается всего два периода, когда российское или советское кино оказало огромное влияние на всё мировое, подняв его на новый уровень.

Подробнее...
Почему алгоритмы Netflix и Amazon уничтожают фильмы?

Почему алгоритмы Netflix и Amazon уничтожают фильмы?

14.12.2020 5664

В то время как блокбастеры и телешоу получают выгоду из эры цифрового доступа, будущее для целого ряда международных кинотеатров представляется туманным. Давным-давно я думал, что худший интерфейс, который я когда-либо видел после большинства сайтов кинофестивалей, это «Time Warner» (теперь «Spectrum»). Но что может быть хуже для поиска фильмов сегодня, чем Netflix и Amazon?

Подробнее...
Каждый фестиваль должен задать себе один вопрос: зачем?

Каждый фестиваль должен задать себе один вопрос: зачем?

01.09.2020 4038

Прочитав в блоге продюсера Брайана Ньюмана отклик на недавно вышедшие у нас статьи о роли кинофестивалей в жизни и карьере кинематографистов, Indiewire по email задал ему несколько вопросов. Вот, что из этого вышло.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram