фестивальное продвижение, субтитры,
DCP, DPX, Blu-Ray, ПУ \ УНФ
RU

В лучших киношколах мира, в том числе в некоторых мастерских ВГИКа и ВКСР, обучение кинорежиссуре начинается с алфавита. Элементами данной азбуки являются разные приемы, которые зрители могут постоянно видеть в фильмах.

Я часто пишу об этом в своем блоге, но сегодня решил объединить их в одном посте. Для удобства. Такой вот краткий киноликбез, далеко не исчерпывающий. Основы основ.

 

ВРЕМЯ. ТРИ ВИДА

В кино есть сжатое, реальное и растянутое время. В качестве примера сжатого времени можно назвать любую нарезку утренних сборов героя (заставка сериала "Декстер"). Включайте любой фильм Гая Ричи и сразу найдете массу примеров сжатого времени...

Реальное время - это не обязательно однокадровые сцены, но и обычный сериальный диалог-восьмерка. Растянутое время - особая штука. Это не замедленные сцены, не рапид - так слишком просто. Время можно растягивать при помощи монтажа одного действия с разных ракурсов или вставкой реакции очевидцев (например, мужик падает с крыши, и это видят люди на проезжей части).).

 

ГЛУБИННАЯ МИЗАНСЦЕНА

Построение кадра и всей сцены так, чтобы действие работало и на ближнем, и на заднем плане. Обычно речь идет об одном пространстве - комнате или коридоре, но могут быть и варианты.

 

ЗЕРКАЛА

Использование зеркал в кино - это отнюдь не новое слово в кинорежиссуре. Во ВГИКе и на Высших режиссерских курсах специально этому не учат, но в своем блоге я очень часто пишу об "отраженных в зеркале". Этот прием используется по разному: и для глубинной мизансцены, и для увеличения пространства, иногда для символики, иногда для особых образных задач конкретного кино.

 

ДИСТАНЦИОННЫЙ МОНТАЖ

Довольно редкое явление, но когда оно срабатывает, то зритель говорит: "Уау!" Суть дистанционного монтажа в том, чтобы расставить в сцене (или во всем кино) отдельные кадры так, чтобы они работали и создавали нужное впечатление не сразу, не последовательно, а именно на расстоянии.

Самый банальный пример - в начале фильма (и потом еще несколько раз) нам показывают один короткий кадр с плачущей героиней или деревом в поле, а потом в финале фильма наша героиня начинает рыдать или приходит в поле закопать труп под деревом. Не путать с флэш-беками и форвард-беками, когда по ходу кино раскидываются не отдельные кадры, а целые эпизоды из другого времени.

 

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ

Здесь все просто. Два или больше действий, нарезанных по очереди и вперемешку. Классический прием - два героя собираются на свидание в клипах бесконечных попсовых групп а-ля "Звери".

 

ОДНОКАДРОВЫЕ СЦЕНЫ

Длинная сцена, сделанная без монтажных склеек. От нажатия кнопки REC до ее отжатия камера долго гуляет по локациям и следит за героями. Хорошо, когда это сделано оправдано и в финале дает ощущение полного присутствия и слияния зрителя с героями (как в фильме "Виктория"). Часто это делается для выпендрежа или для особых эстетических задач автора (вспомним "Бёрдмен").

Гуру однокадровых сцен в классическом кино - это Орсон Уэллс, Андрей Тарковский и отчасти Альфред Хичкок. Сегодня, на мой взгляд, лучше всех однокадровые сцены использует Альфонсо Куарон ("Дитя человеческое", "Гравитация"). С этим примером сложно спорить.

И еще! Учитесь говорить правильно: "Сцена снята одним КАДРОМ", а не планом. Тут можно долго спорить, но все-таки "планы" в кино бывают крупные, средние, общие и так далее, а "кадр" - это время от запуска камеры до режиссерского крика "Стоп!"

 

ОТРАЖЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ

Не все действия и поступки героя стоит показывать зрителю. Иногда некоторые сцены лучше решить путем "отраженного действия". Самый банальный пример - мужик убивает другого мужика, но в момент выстрела мы показываем не то, как падает убитый, а птиц, взлетающих с крыши дома.

Мало режиссеров, умеющих использовать этот прием тонко, но они есть. Кшиштов Кесьлевский в начале своей великой кинокартины "Три цвета. Синий" в момент автокатастрофы показал парня с игрушкой. Юноша долго подкидывал шарик на ниточке, но тот никак не вставал на палку. Когда автомобиль на полной скорости влетает в дерево, режиссер показывает не саму катастрофу, а именно парня, у которого наконец-то получилось закинуть шарик. Очень тонко и страшно одновременно. Плюс возникает сразу много смыслов.

 

РАПИД

Измененное движение времени в кино, которое достигается увеличенным количеством кадров в секунду. Уфф, как сложно написал... Короче говоря, рапид - это замедленное время, не путать с "растянутым" (см.выше). Лично я не очень люблю данный прием, особенно в эротических сценах.

Рапид (как и однокадровые сцены) стал дико популярен с приходом цифровых камер. Апофеозом всех этих экспериментов стали облеты камеры вокруг героев "Матрицы", сцена с падающим микроавтобусом в "Начало" Нолана, дико унылый третий сезон "Ганнибала" и, простигоспади, манекен-челлендж.

 

ТОПОГРАФИЯ

Ловкий переход из одной локации в другую путем монтажных склеек, правильно выставленного света и отрепетированного движения актеров. И да, работа гримера и костюмера здесь тоже очень важна)))

 

ЭФФЕКТ КУЛЕШОВА

Это сложное монтажное решение двух кадров, при сочетании которых появляется дополнительный, третий смысл. Прием, которому сто лет в обед, но он до сих пор очень популярен.

 

Автор: Борис Гуц



Борис Гуц - режиссер, сценарист, клипмейкер, блогер. Работал с группами 25/17, FUDGER и Алиной Орловой. Участник более десятка международных фестивалей кино, видеоарта и анимации, в том числе Московского международного кинофестиваля. Бунтарь по неволе, правдоруб по обстоятельствам. В 2016 дебютировал со своим полным метром "Арбузные корки", премьера которого прошла на модном фестивале "Движение" в Омске.




CinePromo - российская компания №1 по фестивальному продвижению фильмов. Также мы делаем субтитры и DCP, оформляем Прокатные удостоверения и УНФзапускаем короткометражные фильмы в прокат и проводим собственный фестиваль короткого метра.


Нам доверяют: Медиалаборатория — Яндекс.Таксикинокомпания «Централ Партнершип»ЛенфильмComedy Club ProductionHype ProductionКинокомпания Андрея КончаловскогоAll Media Companyкиностудия им. М. ГорькогоМосфильмМагнум-Фильм (кинокомпания Анны Меликян), сеть КАРОМолодежный центр Союза кинематографистов РФВГИК-Дебют и СПбГИКиТ-ДебютПервый каналплатформа Start.ru, телеканалы СТСРЕН ТВ и ВГТРК, киностудия "Лендок", студия Алексея Германа мл., Институт им. Гётемузей современного искусства «Гараж», ведущие российские кинопроизводственные компании и независимые авторы. 

CinePromo - единственная российская компания, имеющая эксклюзивные договора на фестивальное продвижение студенческих фильмов ГИТРа и СПбГИКиТ
; также мы активно работаем со студентами и выпускниками Московской школы киноВГИКа, ВКСРRoma Film AcademyМосковской школы нового кино и др. ведущих отечественных и зарубежных вузов.