«Не бойтесь совершенства. Вам его не достичь» - сказал однажды Сальвадор Дали. Но героине фильма «Черный лебедь» этот афоризм незнаком. Маниакальное желание быть идеальной довело ее до безумия.
«Черный лебедь» режиссера Даррена Аронофски – тяжелый психологический триллер. Это фильм о поглощающей человека одержимости, доводящей до безумия, идеей Совершенства. И показана она настолько реалистично, что создается впечатление, что и тебе самому не помешало бы сходить к психологу.
После просмотра в голове маячит мысль: «Что это было?» Но через некоторое время, осмысливая увиденное, понимаешь, что героине Натали Портман действительно нужна помощь.
Прима балетного театра Нина получает главную роль в спектакле «Лебединое озеро», заняв место старой для этой роли Бет. Однако радость Нины омрачает нахальная Лили, которая вечно ей мешает, пытаясь занять ее место в уверенности, что лучше подходит на роль Королевы Лебедя.
Желая во что бы то ни стало доказать, что никто не сможет отыграть эту роль так хорошо, героиня Портман тренируется в поте лица, не давая себе ни минуты отдыха.
Во время просмотра фильма задаешься вопросом: «Так ли важны старания Нины? Почему она придает этой роли такое большое значение?» Ответ прост. Принцесса Лебедь – это символ Совершенства, за которым гонится героиня. Но одержимость этой идеей напрочь лишает девушку психической стабильности. Она начинает видеть галлюцинации, странные и весьма символичные сновидения. То, что кажется реальным, оказывается миражом, созданным ее навязчивыми мыслями, которые она настойчиво подавляет.
Нина всегда не довольна результатами своего упорного труда. Кульминация фильма – героиня доходит до апогея своего безумия. И логическая концовка показывает, чем чревата идея быть «perfecto».
Хороший фильм отличает персонаж, с которым зритель мог бы ассоциировать себя. Реалистичность, правдоподобность – вот признаки, которыми может похвастаться действительно годная картина. Нина Сайерс – перфекционистка. И, как показывает опыт, большинство из нас тоже любят доводить дело до совершенства. А если нельзя сделать все идеально, то бессмысленно и начинать.
Мнимое совершенство кажется героине важнее душевного покоя и психическая стабильность. Завет Льва Николаевича («Чтобы жить честно, надо рваться, метаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться... А спокойствие – душевная подлость») доводится до абсурда. Ведь чтобы снова идти бой, нужно иногда затыкать свой фонтан, просто лечь и отдохнуть.
Посмотрев фильм, понимаешь, что совершенство – это иллюзия. А идеальным людям место в музеях. Гораздо интереснее находиться рядом с теми, кто способен совершать ошибки, спотыкаться, падать, но подниматься и идти вперед. Маниакальная идея сделать все безупречно изнашивает, изнуряет человека. А если преследовать эту мысль так же, как Нина Сейерс, черный лебедь безумия не заставит себя ждать. Все же честный белый лебедь несовершенства намного лучше.
Автор: Мария Кафанова
Пока в стране царил кризис и все взрослые были заняты своими делами, восьмиклассница Маша читала зарубежную и отечественную литературу и начинала строчить свои первые заметки о людях, книгах и фильмах. К концу школы она уже знала, чего хочет, и поэтому готовилась к поступлению на журфак. На 4 курсе учебы в МПГУ у Маши накопилось достаточно материалов, чтобы хвастаться ими, но её желание строчить статью за статьёй - неуёмно. Так же, как и нежелание писать в стол.