Меню

Ирина Гугушина: Сниму кино дешево! На чем экономят режиссеры малобюджетного кино

Off Top

Для создания кино с нулевым бюджетом необходима кругленькая сумма. Она, конечно, несравнима с той, которую требуют съемки блокбастера, однако сбор и этих денег является грандиозной задачей на смекалку и проверкой на прочность для режиссеров независимого кинематографа. А когда минимальная сумма собрана, ее нужно экономно тратить, но при этом не нанести ущерб качеству будущего фильма.

Давайте рассмотрим несколько вещей, на которых можно экономить деньги при создании фильма, на примере нескольких режиссеров и их работ.



НОСИТЕЛЬ

Британский режиссер Оливье Ниас снял свой первый полнометражный фильм «Возвращение» (“The Return”, 2015) на пленку 35-мм. Такое решение, нетипичное для современных начинающих режиссеров малобюджетного кино, было продиктовано тем, что снимать на пленку оказалось дешевле.




В интервью для Raindance, кинофестиваля, номинировавшего “The Return” на звание "лучший британский полнометражный фильм", Ниас отметил, что пленка экономит бюджет далеко не всегда, однако в его случае она это сделала. Решающую роль в получении финансовой выгоды от пленки сыграл специфический состав команды, безукоризненное планирование и, конечно, художественный замысел. Серьезным специалистам, знавшим, как работать с пленкой, нужен был серьезный режиссер. Выбором пленки 26-летний Ниас как бы заявил своим будущим коллегам, что точно знает, что делает, и они согласились работать. Его решения были выверенными, сцены отрепетированными, график работы четким, так что на сами съемки ушел минимум времени и денег. Кроме того, благодаря пленке черно-белый психологический триллер про человека вне закона приобрел необходимую Ниасу классическую стилистику и теплоту, добиться которой при использовании цифровой техники было бы гораздо сложнее: это потребовало бы более дорогостоящих локаций, света и последующей обработки.


ЛОКАЦИЯ

Кевин Смит знает, что при создании малобюджетного фильма не может быть и речи об аренде площадки на киностудии. Да и к выбору локаций нужно подходить с умом - а лучше всего ограничиться одной. Поэтому он решил снимать кино прямо в продуктовом магазине в Нью-Джерси, где тогда работал. Сценарий «Клерков» (“Clerks”, 1994) был написан специально для съемок в этом магазине, которые подарили Смиту двадцать одну бессонную ночь: снимали только после закрытия. Это решение сэкономило режиссеру много денег и времени на поиски локаций (финальный бюджет фильма составил всего $27 000), но так везет не всем. Уже упомянутому Оливеру Ниасу, например, пришлось отправить младшего брата в двухмесячное «турне» по окрестностям Лондона, во время которого тот стучал буквально во все подряд двери домов и ресторанов с просьбой снять у них несколько сцен.

 

СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА

В состав съемочной группы великих киностартапов должны входить талантливые и полные энтузиазма люди, но платить им нечем. Финансовые схемы работы с коллективом в рамках микробюджета могут быть разными. К примеру, у Дэвида Линча во время съемок своего дебютного полнометражного фильма «Голова-ластик» (“Eraserhead”, 1977) несколько раз заканчивались деньги. Он занимал их у друзей, знакомых актеров и бывших одноклассников, развозил газету "Уолл Стрит" за 48,5 долларов в неделю, а также незаконно жил на съемочной площадке (а именно в комнате главного героя, Генри).

Съемки много раз останавливались, платить работникам было нечем – все деньги уходили на оборудование и реквизит. Вместо гонораров Линч пообещал всей команде долю от прокатной прибыли, но особо на ее получение никто не надеялся. Однако при бюджете в $10.000 прибыль от фильма с годами составила около $7млн, так что всем участникам съемок этой сюрреалистической оды паранойе и изоляции до сих пор приходят чеки на немаленькие суммы.

 

СПЕЦЭФФЕКТЫ

Режиссеру sci-fi фильма «Лавмилла» (“Lovemilla”, 2015, Финляндия) Тиму Никки из-за скудного бюджета пришлось отказаться от компьютерной графики при создании спецэффектов; ему были не по карману космические корабли и зрелищные батальные сцены. Вместо этого он решил старомодно ограничиться созданием костюмов роботов, которых играли актеры. Как говорит Никки в интервью для Indiewire, ему пришлось позаботиться о хорошем художнике по костюмам, потому что вид пришельцев обязательно должен был отсылать зрителей к фильмам категории "Б" 60-х годов. Вся съемочная группа Никки изощрялась, как могла, создавая фантастическую комедию с элементами ужасов, мюзикла, фэнтэзи и немого кино. В ход шли лыжные ботинки, сумки для ноутбуков и крашеная домашняя утварь. Ну а в кульминационные моменты фильма команда использовала яркий свет и дым. Никки признается, что даже и помыслить не мог о компьютерной графике вместо самодельных спецэффектов, ведь это не только раздуло бы бюджет, но сделало бы картину менее самобытной.

Как видите, съемки малобюджетного кино предполагают минимум финансового комфорта, зато максимум простора для фантазии. Качество фильма не зависит от количества нулей, входящих в цифру его бюджета. Талантливые решения порой ничего не стоят. Главное - их найти и набраться храбрости, чтобы воплотить их в жизнь.

Автор: Ирина Гугушина



Ирина Гугушина родилась в Екатеринбурге, где в 2007 поступила на филологический факультет Уральского государственного университета. Тусклый свет филфака и потрепанные книги на полке книгообменника навсегда будут связаны с образом постсоветского литературного критика и исследователя словесности. 

В 2013, получив стипендию американского правительства на обучение в магистратуре, оказалась в Бингемтоне, США, где, примкнув к рядам исследователей литературы в Государственном университете штата Нью-Йорк, увлеклась постколониальной теорией, работами французских постструктуралистов и жанром нон-фикшн. В этом жанре упражняется уже третий год на двух языках. Сейчас писательский труд - это отдушина среди московской суеты.




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

Как американцы  с русского кино пример брали

Как американцы с русского кино пример брали

16.06.2023 1010

В зарубежной литературе упоминается всего два периода, когда российское или советское кино оказало огромное влияние на всё мировое, подняв его на новый уровень.

Подробнее...
Почему алгоритмы Netflix и Amazon уничтожают фильмы?

Почему алгоритмы Netflix и Amazon уничтожают фильмы?

14.12.2020 5664

В то время как блокбастеры и телешоу получают выгоду из эры цифрового доступа, будущее для целого ряда международных кинотеатров представляется туманным. Давным-давно я думал, что худший интерфейс, который я когда-либо видел после большинства сайтов кинофестивалей, это «Time Warner» (теперь «Spectrum»). Но что может быть хуже для поиска фильмов сегодня, чем Netflix и Amazon?

Подробнее...
Каждый фестиваль должен задать себе один вопрос: зачем?

Каждый фестиваль должен задать себе один вопрос: зачем?

01.09.2020 4038

Прочитав в блоге продюсера Брайана Ньюмана отклик на недавно вышедшие у нас статьи о роли кинофестивалей в жизни и карьере кинематографистов, Indiewire по email задал ему несколько вопросов. Вот, что из этого вышло.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram