Меню

Николай Гросицкий: Конец прекрасной «Ники»

Off Top

Старейшая российская кинопремия «Ника» подвела итоги. Итоги плачевные, чего уж там. Лучшим режиссёром в этом году стал Станислав Говорухин. Его наградили за фильм «Конец прекрасной эпохи». Иван Колесников, исполнивший главную роль в этой ленте, получил «Нику» в номинации «Открытие года». Видимо, будет уместно вспомнить мою рецензию на фильм.


О Довлатове сейчас писать модно. Некоторые его ругают, многие изо всех сил защищают, совершенно забыв о том, что Сергею Донатовичу совершенно не нужна их защита.

Зачем ироничному, умному писателю со своим уникальным языком защита от критики? Он больше и гораздо выше этого. Его книги продаются огромными тиражами, его проза переведена на многие языки мира и недавно даже в Нью-Йорке появилась улица, названная в его честь.

Интересно, что, несмотря на народное внимание, по Довлатову снято так мало фильмов. В 1992 году по мотивам рассказов из цикла «Зона: Записки надзирателя» вышли телевизионный фильм «По прямой» и лента «Комедия строгого режима» с Виктором Сухоруковым в главной роли.

И вот теперь режиссёр Станислав Говорухин снял фильм по мотивам сборника «Компромисс» Сергея Довлатова и озаглавил картину строчкой из Бродского. Создаётся впечатление, что плотность великих фамилий на квадратный сантиметр зашкаливает, однако, это не так. Бродского в картине нет вообще, а вот что осталось от Довлатова?

Действие этой чёрно-белой мелодрамы, хотя сам режиссёр упорно использует термин «нуар», но к этому мы ещё вернёмся, разворачивается в конце 60-х годов. Молодой журналист Андрей Лентулов (однофамилец родоначальника «Русского авангарда» Аристарха Васильевича) отправляется работать в небольшую газету «Советская Эстония» в Таллине, где ему приходится писать тексты о рекордных надоях молока, поездках генсека в Польшу и рождении мальчика по имени Лембит.

Как водится, душа молодого романтика лежит не к журналистике, а к высокой литературе. Соответственно Лентулов много пьёт, ухаживает за женщинами и относится к происходящему с большой долей иронии. Надо сказать, что именно эта ирония очень бережно и чётко перенесена Говорухиным со страниц «Компромисса» на киноэкран.

Главную роль в фильме исполнил молодой сериальный артист Иван Колесников, для которого это был дебют на большом экране, а в роли его подруги выступила Светлана Ходченкова, чья актёрская карьера началась ещё в 2003 году с фильма Говорухина «Благословите женщину». Теперь она превратилась в многоопытную актрису, которая даже небольшую роль в фильме «Конец прекрасной эпохи» сумела сделать незабываемой. Приятно видеть, что она не тянула одеяло на себя, не прибегала к театральщине, а уверенно и спокойно создала образ усталой, замученной женщины, которая тихо влюблена в яркого, талантливого человека. Именно в русской культуре этот образ стал архетипическим, а потому очень узнаваемым. Помимо дуэта молодых актёров в фильме снялись артисты среднего поколения — Сергей Гармаш и Фёдор Добронравов.

«Мне хотелось всячески подчеркнуть, что это фильм не о Довлатове, это фильм по мотивам его сборника: о журналисте, судьба которого отчасти схожа с судьбой самого автора Довлатова», – раскрывает свой художественный замысел режиссёр. Насколько тогда оправдано использование текста Довлатова? В России, к счастью, много талантливых журналистов. Смею предположить, что все их судьбы «отчасти» схожи. Учитывая то, что тексты Довлатова многие зрители знают наизусть, а некоторые шутки и репризы уже давно стали народными, складывается довольно странная ситуация: совершенно незнакомые люди разговаривают на экране до боли знакомыми словами.

Всё это напоминает какой-то сюрреалистический сюжет, в котором главный герой становится участником собственного сна, где подсознание перемешивает новые обстоятельства и знакомые фрагменты. Вот Фёдор Добронравов блистательно играет совершенно довлатовского фотографа Жбанкова, а вот в кадре Лентулов называет своего коллегу Оськой. Это Бродский? Или это просто популярное имя в Москве 60-ых, или это случайность? И почему Гармаш появляется в образе интеллигентного милиционера в двух сценах, а потом растворяется в толпе других персонажей? Сам режиссёр так и не смог объяснить, почему он выбрал именно эту фамилию для главного героя. Ни в тексте, ни в художественном решении фильма нет ни намёка на творчество художника Лентулова.

Можно было бы предположить, что Говорухин решил использовать известный художественный приём «коллаж». В лучших традициях постмодернизма надёрганные разные куски текста и смесь исторической хроники с художественной съёмкой в итоге создали бы наглый, хулиганистый яркий фильм.

Однако «Конец прекрасной эпохи» соткан из небольших зарисовок, образов и диалогов, которые было подобраны по принципу абсолютной случайности. Возможно, львиная доля материала была безжалостно вырезана на монтажном столе, а изначально это было цельное художественное произведение.

В итоге картина «Конец прекрасной эпохи» слишком меланхолическое и скучное бытописание, которое принято снимать режиссёрами на закате своей карьеры.


Говорухин снял кино о себе и для себя. Он прекрасно помнит своё журналистское юношество, какие-то милые его сердцу подробности. Зачем всё это объяснять зрителю? Достаточно выхватывать из своего счастливого и, по большому счёту, беззаботного прошлого фрагменты, запахи, имена, названия улиц и забавные случаи.

Приятное путешествие режиссёра по волнам своей памяти свершилось. Только остался совершенно недоумевающий зритель и Довлатов, из которого, как из супа, выковырили картошку и мясо, а морковку и свёклу оставили.

На пресс-конференции Говорухин начал рассказывать о том, как делался этот фильм, какая стояла холодная погода весь съёмочный период, что он подглядел в одном из ранних фильмов Жан-Люка Годара маленькую деталь и как предложил Ивану Колесникову её использовать.

Дело в том, что раньше сигареты в основном делали без фильтра, и табак всё время попадал в рот курильщику. Так вот, Бельмондо в одной из сцен характерным жестом убирает кусочек табака изо рта. Такая милая и узнаваемая деталь. Но посреди истории режиссёр запнулся и так печально сказал: «Ну, вы вряд ли знаете Годара. Вы, молодёжь, такое кино не смотрите…».

Так вот, Станислав Сергеевич! Мы смотрим такое кино. Любим и «На последнем дыхании», и всю французскую «новую волну». Мы знаем, что нельзя любой монохромный фильм назвать «нуаром». Это довольно популярный жанр, у которого есть свои, давно устоявшиеся законы. Мы видели ваш предыдущий фильм «Weekend» и ещё не забыли легендарную ленту «Лифт на эшафот» 1957 года. Вот это настоящий «нуар» со всем своим экзистенциальным ужасом и одиночеством. Такие фильмы мы любим.

И ваш фильм очень хотим полюбить, но не можем. А прозу Довлатова мы перечитываем, даже, несмотря на то, что последнее время её стало слишком много.

 

Автор: Николай Гросицкий

В восьмидесятые годы в самом сердце нашей необъятной родины рос и формировался Колька Гросицкий. 
Первые драки, разбитые костяшки, неловкий подростковый секс: таким было юношество нашего героя. 
В тринадцать лет он впервые взял в руки синюю шариковую ручку с обгрызенным колпачком. Лихой авторский почерк проявился сразу… Не басни и стишки, а этюды, компиляции и фантасмагории выходили из под пера Николая. С этим багажом он и пошел поступать в ГИТИС. Взяли на режиссёрский факультет. С первого раза подобрал Николай отмычку к сердцам членов приёмной комиссии. И старания его были с лихвой и щедро вознаграждены. Отличный диплом и признание коллег. 
В синенькой фланелевой курточке с неспокойной душой и в китайских кедах юный актёр пошёл покорять столичные театры.
Дальше - пунктиром: три театра, игорный бизнес, первая украденная курица гриль, криминальные разборки, голодные обмороки, рок-сцена, неудачи и редкий, но заслуженный успех, корпоративы и ведение свадеб.
Все это привело Николку к мысли, что актёром ему не быть.
На сретенье 2007 года жизнь художника обрела новый смысл. Психологические и романтические сюжеты навсегда стали доминантой в его работах. Умение выстроить композицию таким образом, что второстепенные детали не только оттеняют основную сюжетную линию, но и являются самостоятельными персонажами, выгодно отличают прозу Николая.
Какие дали откроются перед этим шейхом конфликта и крестоносцем антагонистов, ведает только Бог.

 




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

Как американцы  с русского кино пример брали

Как американцы с русского кино пример брали

16.06.2023 1010

В зарубежной литературе упоминается всего два периода, когда российское или советское кино оказало огромное влияние на всё мировое, подняв его на новый уровень.

Подробнее...
Почему алгоритмы Netflix и Amazon уничтожают фильмы?

Почему алгоритмы Netflix и Amazon уничтожают фильмы?

14.12.2020 5664

В то время как блокбастеры и телешоу получают выгоду из эры цифрового доступа, будущее для целого ряда международных кинотеатров представляется туманным. Давным-давно я думал, что худший интерфейс, который я когда-либо видел после большинства сайтов кинофестивалей, это «Time Warner» (теперь «Spectrum»). Но что может быть хуже для поиска фильмов сегодня, чем Netflix и Amazon?

Подробнее...
Каждый фестиваль должен задать себе один вопрос: зачем?

Каждый фестиваль должен задать себе один вопрос: зачем?

01.09.2020 4038

Прочитав в блоге продюсера Брайана Ньюмана отклик на недавно вышедшие у нас статьи о роли кинофестивалей в жизни и карьере кинематографистов, Indiewire по email задал ему несколько вопросов. Вот, что из этого вышло.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram