«51+» – это фильм про течение жизни, возраст и немножно про любовь. В рамках премьеры картины в нашем онлайн-кинотеатре мы побеседовали с ее режиссером Данияром Абировым.
Как родился сюжет фильма «51+»?
Изначально я задумывал драму с элементами фантастики, где герой мечтает стать моложе. И вот мой герой влюблен в девушку которая моложе него. Ему в руки попадает шоколадное печенье. Помните, в фильме есть бабушка, которая оплачивает его работу сладостями? Он не съедает это печенье, а бросает своей собаке, которая на утро почему-то становится щенком. Так он узнает о волшебном свойстве шоколада.
Но, к сожалению, я не успел отснять некоторые эпизоды, и пришлось рассказывать историю без фантастики. Думаю, что тема старения и молодости осталась в фильме, но без действий, на уровне мечтаний и состояния: бабушка уже не может зарабатывать, и приходится оплачивать помощь по дому сладостями, дедушка бессилен, так что даже не может чинить что-то в доме, а главный герой вдруг неожиданно осознает, что уже стар. Я переживал, что фильм окажется непонятным. Но я люблю такие странные вещи. Я рад, что именно Нургазы Сыдыгалиев стал главным героем фильма, он очень жизненно сыграл.
То есть вас интересует тема старения, а не тема любви? Влюбленность героя – это просто попытка побега от своего возраста?
Думаю, герой не знал, что он должен от чего-то бегать. Скорее, он жил, как молодой человек, здоровый, сильный, умеющий испытывать чувства. До тех пор, пока не увидел молодого человека своей возлюбленной. После этого он осознал, что стар и не может быть рядом с этой девушкой. Не знаю, заметно ли это, но герой на самом деле не обращал внимания на свой возраст. Фильм в большей степени про это, а про любовь может быть только немножко. Трагедия в том, что старость подкрадывается незаметно.
Визуальная отточенность кадра в «51+» как-то отражает ваше отношение к этой истории или ваши стилистические предпочтения?
Я пришел к этому не специально, хоть я и люблю порядок, люблю, чтобы все было равномерно. Я пробую, я учусь. Хочу научиться рассказывать один поступок двумя действиями. Чтобы было меньше слов и больше действий. Оказывается, мне не нравится снимать через плечо или голову двух людей, стоящих друг напротив друга, не нравится камера в движении, не нравится, когда два героя находятся в одном плане. Но это все не наверняка, пока я не уверен в том или ином предпочтении, все это эксперименты. И очень интересно, когда кто-то говорит, что в этом есть стиль.
В фильме «51+» вы выступили в роли автора сценария, оператора, режиссера, звукорежиссера, режиссера монтажа и художника-постановщика, то есть фактически сделали фильм своими руками. Что это был за опыт?
Это было потрясающе, несмотря на то, что я никогда не мечтал быть оператором или режиссером. Я боюсь внимания, боюсь толпы, не хочу привлекать взоры окружающих. Стараюсь не говорить никому, что снимаю кино, стараюсь, чтобы на площадке было меньше людей. Я всегда мечтал и до сих пор мечтаю стать сценаристом, драматургом. Полагал что, если и буду в кино, то как монтажер. А так я был бы счастлив, если бы режиссеры снимали по моим сценариям. Но в целях экономии я решил все сделать сам. Монтаж и сценарий – это то, что я люблю, а операторскую и режиссерскую работу пришлось осваивать на ходу. Правда, раньше я работал свадебным оператором и снял короткометражку «Сканер». Так что какой-то опыт был.
Какая роль оказалась самой сложной?
Сценарист – это очень сложная профессия. Мне не нравится, когда люди считают, что писать сценарий — это легко. Это не так. Сценарист — это почти писатель, это призвание. Очень было сложно, например, придумывать название фильма. Как же долго я думал над этим, ведь идея с шоколадом отпала, и нужно было думать заново. Я самокритичен, но название «51+» мне кажется удачным. Быть оператором тоже сложно. Сцену с появлением света на кухне дедушки можно было сделать на монтаже, а я по-настоящему это делал: внучку деда просил несколько раз включать и выключать свет на кухне. Быть режиссером тоже сложно. Так что все роли в кино – это большая работа.
В 2019 году «51+» показали на «Телемании». Что с вами произошло за год после этого фестиваля в профессиональном плане?
При поддержке Департамента кинематографии Кыргызской Республики запустили сьемку нового короткометражного фильма под рабочим названием «Сын». Это фильм о матери, которая молится Богу о возвращении своего пропавшего сына. Это фильм про веру, про то, во что хочет верить мать. Проект подходит к завершению, не терпится сделать постер и трейлер к фильму.
Кроме «Телемании» ваш фильм показали еще на десятках фестивалей. Как эти показы повлияли на вашу карьеру?
Благодаря «Телемании» и CinePromo, удалось осуществить эти показы. Спасибо им за это! Огромное спасибо Гульбаре Толомушевой. Если бы не она, я бы не попал на Фестиваль короткометражного кино «Байконур», где впервые выиграл международный приз. Благодаря ей, мой фильм увидел Андрей Щиголев, и так я попал на «Телеманию». Спасибо Елене Коржаевой, что взяла фильм дальше на продвижение. Все же много короткометражных фильмов снимается.
Участие на таких фестивалях для меня – огромное событие, но говорить о влиянии и о карьере еще рано. Однако я рад, что у людей появляется доверие ко мне. Это очень важно.
Какие реакции фестивальных зрителей вам запомнились?
Очень жаль, но я ни разу не побывал на фестивалях лично. Смотрел трансляции по интернету. Но по итогам этих фестивалей я думаю, что надо мне еще многому учиться: и сценарному мастерству, и режиссуре, и операторской работе.
Зачем отправлять фильмы на фестивали?
Фестивали — это не столько поиски новых побед, сколько столкновение с поражениями. Если где-то участвуешь или даже побеждаешь – это одно. Но когда проигрываешь, то для режиссера это своего рода исследование, он должен познать этот путь.
Материал подготовила: Ирина Гугушина, специальный корреспондент CinePromo