Меню

«Боль на грани озлобленности, а в глазах – будущее». Интервью с режиссером короткометражной драмы «Инкогнито» Максимом Рожковым

Онлайн-премьеры

По случаю онлайн-премьеры короткометражки «Инкогнито» беседуем с ее создателем Максимом Рожковым о герое, выборе и неудобном кино. 

Максим, как родилась эта история? Она вымышленная?

Да, это выдуманная история. Как она родилась? Пожалуй, на этот вопрос у меня нет четкого ответа. Первые наброски истории про велосипедиста без ноги появились году в 2015-м. Я что-то писал, придумывал. Мне хотелось понять, до какой степени герой может обвинять других в своей проблеме и к чему это приведет. Потом история разрослась минут до сорока. И там всё добавлялись и добавлялись какие-то детали, и надо было обязательно объяснить, почему вот так, а не вот этак. А потом стало ясно, что историю надо сжать до предела. Она так и лежала, пока мой коллега Денис Зайцев не предложил финал. Я тогда думал, что финал – это встреча героя и полицейского. И я понятия не имел, как разрешить эту сцену. А Денис сказал: «пусть полицай заржёт в голос». И сразу стало ясно, что это верное решение.

Как вы относитесь к своему герою? У него была возможность действовать иначе, выбрать другой путь?

Да нормально отношусь. Он не должен ни для кого быть примером, не должен нравиться. Я его понимаю. Я знаю о нем, наверное, больше, чем смог рассказать. Его проблема – гордыня. Пошел бы к людям, сказал бы: так и так, нужны деньги на протез. Но он нашел самый тупой способ. Зато никого ни о чем просить не надо, никому не должен. Это абсолютно человеческий поступок. И вообще нет гарантии, что в другом варианте ему бы помогли. Идея, что у кого-то есть варианты, какой-то выбор, мне кажется сомнительной. Я, скорее, за то, что важно не ошибиться в том, какой путь твой, а какой нет. Часто ведь нужный путь – самый неочевидный, самый сложный. Да, герой выбрал самый дурной вариант. Но зато в результате он пришел к тем выводам, которые без этого пути не понять.

Почему ваш герой так одинок?

Если бы не это одиночество, он бы в принципе иначе действовал. Мне кажется, что обстоятельства и характер всегда взаимно разнонаправлены. Как назло. И в этом смысл. Что-то вроде единства и борьбы противоположностей. Я вот, например, режиссер, а с людьми мне сложно. И им со мной тем более. Ну зачем мне быть режиссером при таких исходных? Сидел бы дома, работал один. Вот и у этого парня так же. Обстоятельства – про одно, а он – про другое.

Как вы подбирали актера на главную роль? Что искали в нем?

Артур Мухамадияров, исполнитель роли велосипедиста, сделал эту историю. Я сначала увидел Мишу Ширяева, который играет полицейского, затем вышел на его агента Иру Степанюк, а она, прочитав сценарий, сказала, что у нее есть главный герой для истории, Артур. Если бы не Ира, ничего этого бы не случилось. У Артура в кадре было все, что надо: боль на грани озлобленности, и в то же время у него в глазах было будущее. И получился очень классный конфликт между тем, кто он и в каких обстоятельствах, и тем, что у него в глазах, в душе. Вокруг перелом и стена, а во взгляде –бесконечность. Мы все на площадке это сразу увидели. И поняли, что все правильно идет.

Как вы считаете, выражение «неудобное кино» имеет какое-то отношение к вашему фильму? Вы стремились к тому, чтобы зрителю было некомфортно?

Это, вообще, такая… болезненная тема. На одном из показов мы вышли на сцену: я, Артур, Марк Келим, наш оператор-постановщик, – и кто-то из зрителей сказал: «Нафига такое снимать? Это все вранье. Вы зря истратили время и деньги». Это, конечно, задело в первую секунду, но потом я выдохнул. В конце концов, мое кино не должно всем быть в кайф. Есть те, кто посмотрит эту историю с интересом, а кому-то она не понравится. Это нормально. Я видел и тех, у кого были слезы на глазах после просмотра, и тех, кто говорил, что такое снимать нельзя.

Если кто-то сделал «удобное кино», то хорошо ли это – вот в чем вопрос. Я преклоняюсь перед теми, кто умеет делать хорошие комедии. Это, наверное, единственная форма, которую принимает большинство. Я бы даже сказал, это самая крутая форма. Но такие комедии зачастую основываются на какой-то невыносимой боли, через которую проходит автор. Просто он умеет заставить нас смеяться над этой болью. Авторы хороших комедий – гении. Я так не умею. У меня пока свой набор тем и способов их раскрыть. Ну а уж удобны они или нет…

Какие еще отклики вы получали на фестивалях?

Мне очень приятно, что на фестивале «Короче» мы получили приз за лучшую операторскую работу. Его вручала Мария Соловьева. Это очень важный для меня момент, ведь кино – это история через изображение. А в «Инкогнито» и слов-то почти нет. Оператор этой истории Марк Келим учился у В. И. Юсова. Я не знаю, о чем там во ВГИКе с операторами говорят, чему учат, но то, как Марк увидел историю – это отдельный кайф.

С какими трудностями вы столкнулись при работе над фильмом?

Было классно. И как-то так получилось, что все трудности нам помогли. Например, мы отснялись весной. Прошли лето, осень, и постпродакшен затягивался, а у нас не было проезда героя на велосипеде, а это точка отсчета истории. И вдруг удалось связаться с очень крутым гонщиком-экстремалом Винсентом Тупином из Франции и уговорить его снять для нас проезд на велосипеде и падение. И снег оказался очень в тему. Дальше мы сняли с помощью макетов момент сбивания героя. Там маленькая фигурка и велосипед, масштабом один к шести. И то, что в кадре зима, в итоге очень круто работает на историю. Так что трудность может быть только одна – залипнуть и остановиться. Нет никаких трудностей, когда все сделано и фильм готов.



В преддверии “Телемании - 2020” Институт кино и телевидения (ГИТР) и компания по фестивальному продвижению CINEPROMO совместно с партнерскими СМИ запускают серию онлайн-премьер фильмов-победителей фестиваля прошлых лет. Организаторы проекта не только выложат 12 отличных студенческих игровых и документальных картин в открытый доступ, но и выяснят, зачем отправлять фильмы на фестивали и что произошло с молодыми кинематографистами с момента релиза их дебютных работ в рамках “Телемании”, ставшей для многих из них профессиональным трамплином.

Картина «Инкогнито» получила сертификат на фестивальное продвижение от CinePromo по итогам фестиваля “Телемания”. Чтобы принять участие в “Телемании – 2020”, заполните заявку до 11 октября 2020: https://gitr.ru/telemaniya/

 
Материал подготовил: Иван Сафаров, специальный корреспондент "CinePromo"




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

«Находятся те, кто стремится донести доступным языком о несправедливости», — Юрий Шолин о своём дебютном фильме «Найда»

«Находятся те, кто стремится донести доступным языком о несправедливости», — Юрий Шолин о своём дебютном фильме «Найда»

15.02.2023 1771

Режиссёр фильма «Найда», Юрий Шолин, рассказал об использовании двойственного финала как способе манипулирования вниманием зрителя, поделился мыслями о сложном нравственном выборе, перед которым может оказаться каждый, а также затронул тему смысла жизни, которая пронизывает весь сюжет истории.

Подробнее...
Общаемся с режиссером короткометражной работы «Бессонница» Леонидом Никифоровым. Онлайн-премьера фильма

Общаемся с режиссером короткометражной работы «Бессонница» Леонидом Никифоровым. Онлайн-премьера фильма

30.11.2022 1459

Фильм Леонида Никифорова «Бессонница» – об абьюзивных отношениях и невыносимых тревожных состояниях, в которые они могут погружать. Леонид Никифоров рассказал о том, как родилась идея фильма и какие визуальные эффекты помогли создать ощущение максимального напряжения.

Подробнее...
«Теплица» - фильм Андрея Лукьянова, в котором философия космизма сталкивается с мирской. Онлайн-премьера

«Теплица» - фильм Андрея Лукьянова, в котором философия космизма сталкивается с мирской. Онлайн-премьера

25.11.2022 2165

Андрей Лукьянов, режиссер короткометражной комедии «Теплица», рассказал нам, почему действие его фильма происходит в 2030 году, легко ли было найти подходящую локацию и в чем секрет хорошей короткометражки.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram