фестивальное продвижение, субтитры,
DCP, DPX, Blu-Ray, ПУ \ УНФ
RU

Фильм-притча Татьяны Астаповой «Дорога к дому» имел успех не только на российских фестивалях, но и поучаствовал в "оскаровской" гонке в Бразилии. Теперь он доступен для просмотра и в нашем онлайн-кинотеатре. О том, как создавалось кино, читайте в интервью с режиссером. 


Татьяна, здравствуйте! В первую очередь позвольте поздравить вас с фестивальным успехом «Дороги к дому». Фильм правда очень трогательный. Как родилась его идея? Как говорилось в фильме – увидели что-то замечательное и начали додумывать?

Идея фильма родилась у меня сразу после окончания ВГИКа. Во время учебы мы много снимали и вышли из института с горящими глазами и желанием срочно делать кино. Я целенаправленно искала сценариста или историю, которая бы меня зацепила. Помогла мне в этом моя подруга из Абхазии, которая тоже училась на режиссера, Амра Начкебиа. Она посоветовала мне рассказы Фазиля Искандера. Я прочитала, поймала настроение и начала придумывать свою историю. Снимать первый самостоятельный фильм, конечно, непросто, так как не было возможности в случае чего опереться на мнение авторитетного мастера. Ты один на один с собой.

Картина объездила всю Россию, от Казани до Севастополя, а также побывала на фестивалях в Эстонии, Испании и Бразилии. Какие у вас остались впечатления о зарубежных фестивалях? Насколько сильно они отличаются от российских? Бразильский фестиваль – и вовсе шанс для «оскаровской» номинации. Насколько интересным был этот опыт?

Самая большая разница между российскими и зарубежными фестивалями — это, конечно, сами фильмы. Тяжело конкурировать с иностранными картинами на европейских фестивалях, учитывая, что они спонсируются большими концернами. А российские короткометражные фильмы снимаются с помощью изоленты и скотча. Разумеется, когда мне сказали, что наш фильм в программе бразильского фестиваля («Оскар-бустер»), я занервничала. Хотелось выиграть и попасть в лист «Оскара», но не случилось. Но ничего: встали, пошли дальше.




Съемки в Абхазии – наверняка удивительный опыт. Расскажете о том, как это было?

Съемки были авантюрой, как и подготовка к ним. Мы с продюсером Никитой Зоровым взяли сценарий, раскадровку и поехали на поиски локаций и актеров. Нам во всем очень помогали Амра, ее семья и друзья. Без их поддержки даже ехать туда не было бы смысла. Мы очень долго искали одиноко стоящее старое дерево: сколько полей мы облазили, страшно сказать. И наконец нашли: возможно, в кадре это не так видно, но оно действительно огромное. Вокруг него каждый год проходит праздник: собираются люди из разных поселений со своими товарами и устраивают что-то вроде ярмарки. А еще внутри живет безумное количество трутней. Когда наш звукорежиссер Степан Севастьянов поднес микрофон к дереву, он безумно испугался: в наушниках казалось, что там внутри рой. Когда снимали мальчика, залезшего на дерево, все буквально не дышали, потому что они летали вокруг нас. Удивительно, что никого не покусали.

Всё в фильме выглядит потрясающе аутентично: такое впечатление, что оператор просто снимает простых людей в случайный солнечный день. Как удалось этого достичь? И как вы искали актеров?

После того как определились с локациями, мы отправились в государственный драматический театр, где нас очень радушно приняли. Мы пригласили несколько артистов оттуда, а остальные герои – это друзья и родственники Амры. А вообще, никакого фильма точно не было бы без моей команды, всё это их заслуга. Никита, Света, Степан, Наташа – все они не только не побоялись ехать со мной работать в другую страну и делали там свою работу, но и помогали со всем остальным. Например, дорога в сцене, где на лавке сидят бабушки, сделана их руками в самом буквальном смысле. Когда мы приехали, там было чистое поле. Пришлось по дикой августовской жаре везти туда камни, мешать их с песком и прокладывать дорогу. Возможно, она до сих пор там.

Голос рассказчика безошибочно узнается российским зрителем, даже если он не особо следит за отечественным кинематографом. Как в картине появился Евгений Цыганов? Рабочий график у него наверняка очень жёсткий, как Вам удалось заинтересовать его работой в авторском коротком метре?

Смонтировав фильм, мы со звукорежиссером начали думать о том, кто бы мог его озвучить. Хотелось, чтобы голос был «теплым». Почти одновременно подумали о Евгении Цыганове. Связались с ним, показали фильм. Мне казалось, что шансов нет, но он сказал, что картина ему понравилась, и согласился. В начале я боялась, что он начнет переписывать текст и добавлять в историю что-то свое. Но Евгений оказался, в хорошем смысле слова, дисциплинированным актером. Были моменты, которые он посоветовал поправить, и, если честно, это пошло фильму только на пользу. Вообще, мне кажется, в короткометражный фильм зачастую проще пригласить известного актера. Думаю, многие из них охотно пойдут навстречу интересной истории и возможности поработать с новыми формами. А некоторые их молодые коллеги, снявшиеся в одном-двух сериалах, почему-то выдвигают молодым режиссерам непомерные требования.

Ваши картины объединяет мотив выбора, который делает человек, и последствий этого выбора. В «Сказке» герой расплачивается за сделку с Чертом. В Number One герои врут себе и другим и страдают из-за этого. В «Дороге к дому» эта же тема приводит героев буквально к библейской катастрофе. Могли бы вы сказать, что неотвратимость и суровость наказания за малодушие – тема, которую вам наиболее интересна?

Я не привыкла так серьезно рассуждать о своей работе – думаю, что надо быть скромнее. Но вы правы: мотив выбора и ответственности за него – основное ощущение, которое хотелось донести. Не знаю, насколько хорошо это получилось. А верхний слой, который тоже считывается, и он важен – это сохранение нашей истории и преемственности поколений.

Над чем вы сейчас работаете? Можете ли рассказать что-то о будущем проекте или проектах?

Творческих планов много. В ближайшее время начнутся съемки короткометражного фильма, это будет комедия о человеческом одиночестве. И есть еще одна история, в жанре фантастики – надеюсь, начнем снимать осенью или следующей весной. Также я сейчас занимаюсь продвижением своего фильма «Бедные люди» с Ликой Нифантовой и Агриппиной Стекловой, работа над которым была закончена в 2017 году.


Также фильм доступен на платформе российского авторского кино "Пилигрим", где можно поддержать режиссера. 
Материал подготовил
: Иван Сафаров, специальный корреспондент "CinePromo"


Интервью с другими молодыми российскими авторами, а также самые интересные и награждаемые короткометражные фильмы можно найти в нашем КИНОЗАЛЕ и на нашем канале в YOUTUBE. Подписывайтесь - обновления каждую неделю, включая долгожданные премьеры короткометражных фестивальных хитов. Готовим много сюрпризов для настоящих киноманов и фанатов короткого метра.




CinePromo - российская компания №1 по фестивальному продвижению фильмов. Также мы делаем субтитры и DCP, оформляем Прокатные удостоверения и УНФзапускаем короткометражные фильмы в прокат и проводим собственный фестиваль короткого метра.


Нам доверяют: Медиалаборатория — Яндекс.Таксикинокомпания «Централ Партнершип»ЛенфильмComedy Club ProductionHype ProductionКинокомпания Андрея КончаловскогоAll Media Companyкиностудия им. М. ГорькогоМосфильмМагнум-Фильм (кинокомпания Анны Меликян), сеть КАРОМолодежный центр Союза кинематографистов РФВГИК-Дебют и СПбГИКиТ-ДебютПервый каналплатформа Start.ru, телеканалы СТСРЕН ТВ и ВГТРК, киностудия "Лендок", студия Алексея Германа мл., Институт им. Гётемузей современного искусства «Гараж», ведущие российские кинопроизводственные компании и независимые авторы. 

CinePromo - единственная российская компания, имеющая эксклюзивные договора на фестивальное продвижение студенческих фильмов ГИТРа и СПбГИКиТ
; также мы активно работаем со студентами и выпускниками Московской школы киноВГИКа, ВКСРRoma Film AcademyМосковской школы нового кино и др. ведущих отечественных и зарубежных вузов.