Меню

Александра Ястребова о свободе, динамике и деталях в своем фильме «Свободен». Онлайн-премьера короткометражки

Онлайн-премьеры

Мы побеседовали с Сашей Ястребовой, создательницей короткометражного фильма «Свободен», в котором она переосмысливает классический сюжет об исполнении заветного желания и его последствиях. Эту комедийную историю о свободе и ее границах посмотрели зрители 16 кинофестивалей. А теперь можете посмотреть и вы в онлайн-кинотеатре CinePromo.


Как появилась история про Игоря и Хозяина?

Финальный поворот истории с исполнением желания Игоря пришел мне в голову очень давно, еще во время учебы в мастерской Сергея Овчарова (СПбГУКиТ), ради которой я бросила учебу во ВГИКе. Если вы знакомы с творчеством моего мастера, то знаете, как он умеет создавать парадоксальное кино. Всем, кто не в курсе, рекомендую посмотреть его фильмы (особенно люблю фильмы «Небывальщина» и «Оно»). Сергей Михайлович на наших глазах закручивал из наших простеньких этюдов совершенно неожиданные истории. Это были инъекции от штампов в кино. Мне тоже хотелось так парадоксально строить рассказ, и началось все именно со сценария фильма «Свободен».

Когда я закончила учебу и вернулась в Москву, то услышала о Питчинге Дебютантов, который организовал Молодежный центр Союза кинематографистов. Я выслала им заявку. Ее отобрали и попросили прислать сценарий. Так что мне пришлось сесть и за ночь написать всю историю в диалогах и сценах. Конечно, это был сырой драфт. Но формат питчинга (рассказ истории перед аудиторией и жюри) помог мне быстро доделать историю.

Сценарий фильма «Свободен» занял на конкурсе 1 место, и Илья Шерстобитов, один из членов жюри, решил стать его продюсером.
Что же будет дальше с Игорем?

Я надеюсь, вы посмотрели кино, а то дальше будут спойлеры. То что я скажу – наброски, не относитесь серьезно. Во-первых, Игорь сбежит от хозяина. Его собачью жизнь мы прочувствуем от первого лица – будем субъективной камерой гонять по дорогам, потом по городу, подбегать к маме, друзьям. Он многое переосмыслит и захочет стать обратно человеком. Свобода его в итоге достанет. Во-вторых, девушка Игоря обнаружит, что беременна. И когда живот подрастет, УЗИ покажет, что она ждет щенка. Так что Игорю придется придумать, как расколдоваться как можно скорее, чтобы его детеныш стал человеком.



Так что же получается: свобода переоценена?

Это сложный вопрос. Вокруг него вертится вся мировая философия. Фильм лишь намекает на то, что тут есть над чем поразмыслить. Герой путает свободу с безответственностью и получает «воплощение» своего понимания.

Образы Игоря и Хозяина дополняет очень много деталей: уличные музыканты, поющие «Жизнь – сон», детали интерьера, бутылки, собаки. Как все это разрабатывалось?
Как рождаются детали – это главная тайна для меня. Со сценарием фильма «Свободен» все сложилось очень быстро. Это стало профессиональным ростом для меня. Оказалось, что я могу быстро генерировать сценарий.

Бутылки и собак я взяла из жизни дяди Бориса – отца моей подруги Лизы. Он работал егерем и жил в землянке с собаками. Зимой он спал с ними, чтобы не замерзнуть. На своем участке он строил дом из бутылок. Заливал их в бетон, и получались такие необычные полупрозрачные стены. Дядька был классный. С большим юмором и харизмой. Настоящий мечтатель.

Игорь – прототип моего первого парня. Я даже имя менять не стала и во многом просто писала с него. Детали из жизни легко цеплялись за историю. Это образ беспечного бродяги. Игорь в фильме любит тусоваться с уличными музыкантами. В сюжете я даже хотела дать понять, что музыканты – бывшие собаки, превращенные в людей. Поэтому-то они так любят Хозяина и всех к нему посылают. Но это я в итоге убрала.

А песню «Жизнь – сон» придумал и написал мой двоюродный брат Андрей. Он снялся в роли одного из музыкантов – тот, что рыженький. Я попросила его набросать что-то для съемок. Мы быстро утвердили эскиз первого куплета и припев, а потом уже дожимали песню на постпродакшене.


Как вам работалось в жанре комедии? В чем особенности этого жанра?

Мне кажется, в комедии очень важен кастинг. На главную роль я искала парня естественного, живущего как бы инстинктивно. И найти такого оказалось сложно. Были попытки на кастинге с очень разными типажами. Были актеры внешне подходящие, но внутри уже повзрослевшие, и такое не спрятать. Было и наоборот. Здесь сложно описать словами, но все становится понятно, когда начинается читка реплик.

Конечно, в сценарии были заранее прописаны шутки и гэги. Многие сработали. Несколько снятых сцен я убрала без потери для фильма. Сценарий и кастинг – вот, наверное, главное что пока я вижу важным для комедии. Они задают основу.




А как складывались съемки?

Все было очень быстро. Питчинг прошел в конце июня, и наш проект взял Илья Шерстобитов. Он предложил все снять до холодов. Я бы не решилась так резко стартовать без продюсера. У меня в планах было снимать через год. Но мы взялись за дело, и всё для фильма находилось как из под земли. Препятствий было много, как на любых съемках, но было и много помощи от друзей, родных, дружественного проката Rentaphoto.

У нас было 11 смен – это много для короткого метра. В фильме много локаций. До холодов снять мы не успели – на платформе поезда, где Игорь уезжает к Хозяину, мы держали пальцы, чтобы не пошел снег. Актер был в маечке, а мы в пуховиках. Поезд остановился, чтобы узнать, что случилось с нашим парнем (так на той платформе поезда не останавливаются). А через 15 минут после съемок пошел снег.


В 13 минут вам удалось уместить очень богатую на события историю. В чем секрет? Сценарий? Монтаж? Какой этап был ключевым для создания динамики?

Я изначально хотела динамичную историю. И это было заложено в сценарии. Главный нерв, на котором держатся события, ритм монтажа, склейки сцен, – это характер главного героя Игоря. Легкий, динамичный, безответственный. Мир картинками пробегает мимо него, особо не задевая его чувства. Он немного «колобок» – сбежал от бабушки, волка, лисы и т.д.

На монтаже я долго искала ритм. Были выброшены целые сцены, отрезаны куски диалогов. Но в итоге удалось найти эту легкость.


Музыка играет не последнюю роль в создании динамики. Как вы работали с композиторами? Какие задачи ставили перед ними?

Композитор – электронный музыкант Enei, он же Лёша Егорченков. Лёша – муж моей лучшей подруги и режиссера Ксении Шуточкиной. Через нее мы с ним и договорились.

Вообще, в коротком метре главная сложность – это договориться, поскольку все работают бесплатно. Хочется работать с лучшими, а для этого надо чем-то их мотивировать. Лёше понравился фильм. Сначала мы попытались работать удаленно. Я долго и подробно писала, что мне нужно, прикладывала референсы. Но это не сработало. Тогда я поехала в Питер, и за один вечер Лёша набросал мне всю музыку эскизно. Мы общались какими-то странными звуками, кивками, мычаниями и в итоге прекрасно друг друга поняли.


Фильм «Свободен» показали на 16 фестивалях. Какие отзывы оставляли зрители?

Фильм хорошо принимают. Зал очень живо реагирует на показах. По отзывам, многих цепляет финал. Он необычный и заставляет переосмыслить историю.

 

Материал подготовилаИрина Гугушина, специальный корреспондент "CinePromo"


Интервью с другими молодыми российскими авторами, а также самые интересные и награждаемые короткометражные фильмы можно найти в нашем КИНОЗАЛЕ и на нашем канале в YOUTUBE. Подписывайтесь - обновления каждую неделю, включая долгожданные премьеры короткометражных фестивальных хитов. Готовим много сюрпризов для настоящих киноманов и фанатов короткого метра.




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

Онлайн-премьера фильма “Полный ноль” на платформе KION. Интервью с режиссёром Юлией Сапоновой.

Онлайн-премьера фильма “Полный ноль” на платформе KION. Интервью с режиссёром Юлией Сапоновой.

21.03.2024 546

21 марта во Всемирный день людей с синдромом Дауна на платформе KION вышел короткометражный фильм Юлии Сапоновой «Полный ноль». Картина демонстрировалась на нескольких десятках фестивалей по всему миру, включая Московский Международный кинофестиваль, сербский Seize the Film, Фестиваль уличного кино, «Восток&Запад. Классика и Авангард» в Оренбурге, «Лампа», «Будем жить!», португальский Arouca Film Festival, «Сталкер» и другие. Мы расспросили Юлию о создании фильма и инклюзии в кино.

Подробнее...
«Кино должно быть интересно не снобам, а зрителю» — Сурен Касабян о своём этническом фильме «Захар»

«Кино должно быть интересно не снобам, а зрителю» — Сурен Касабян о своём этническом фильме «Захар»

29.08.2023 2018

Сурен Касабян, режиссёр и создатель короткометражного фильма «Захар» рассказал об особенностях работы с неактёрами и создании созерцательного этнического кино, передающего правду жизни. Режиссёр поделился мыслями о несостоятельности и недоступности короткого метра для большинства творцов, использовании монохромной эстетики и опыте работы за пределами России.

Подробнее...
Вербатим как основа для сценарного материала. Создатели веб-сериала «8 разгневанных женщин» об особенностях работы с вербатимом и дистрибуции

Вербатим как основа для сценарного материала. Создатели веб-сериала «8 разгневанных женщин» об особенностях работы с вербатимом и дистрибуции

18.08.2023 1235

Анастасия Городенцева - актриса театра и кино, режиссёр веб-сериала «8 разгневанных женщин» и короткого метра «Наваждение» - рассказала о сложностях при работе с вербатимом, способах сбора и систематизации информации и значении психологии в работе с этим форматом. Жан Проясняв - главный редактор платформы kino-teatr.ru и основатель платформы CHILL -поделился мыслями о дистрибуции веб-сериалов, их коммерческой перспективе в России, а также дал советы по поиску продюсера для дебютных проектов.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram