Меню

О виноделии, планировании и солнечном раздолбайстве в интервью с создателями фильма «Анна и Вано. Ванна и вино». Онлайн-премьера короткометражки

Онлайн-премьеры

Мы пообщались с режиссером Алексом Некто, продюсером Олесей Овчинниковой, оператором-постановщиком Алексеем Петрушкевичем и художником-постановщиком Викой Фетисовой о том, как они работали над комедией «Анна и Вано. Ванна и вино», взявшей 11 фестивальных наград. Читайте интервью и смотрите короткометражку в нашем онлайн-кинотеатре.

Как родилась эта история про московского парня с грузинскими корнями, решившего делать вино в ванне?

Алекс: Олеся, как думаешь, уместна здесь будет история про самогонный аппарат?

Олеся: Конечно!

Алекс: Так вот. Года 4 назад я поступил во ВГИК. Учеба была очень сложная и насыщенная, поэтому мне пришлось ограничить работу, на нее просто не хватало времени. Естественно, денег стало меньше. А мы с женой очень любим принимать гостей и устраивать домашние застолья. В общем, так вышло, что мы начали делать самогон. Это очень медитативное занятие, надо сказать. Но самогон мы любим не так, как вино. Так что мы стали придумывать, как можно делать вино, и фантазировали на тему, во что это могло бы превратиться. Особенно на съемной квартире. Так, рядом с самогонным аппаратом родился сюжет фильма «Анна и Вано».

Как собралась команда для его создания? Вы вместе учились?

Олеся: Не все из нашей команды учились вместе. Оператор, художник, я, мы все учились в Московской школе кино.

Вика: Мы познакомились на подготовительном курсе.

Алекс: А у меня как-то так вышло, что несмотря на то, что я учился во ВГИКе, я никогда не работал с вгиковцами, в основном – с ребятами из МШК. Причем сначала мы познакомились с Лёшей Петрушкевичем – я случайно увидел, как он работает на курсовой моей однокурсницы-режиссера. Он фактически делал все сам – и снимал, и свет ставил, и мизансцены разводил, и актерам задачу ставил… И у меня промелькнуло, что мы обязательно поработаем вместе. Не потому, что мне хотелось спихнуть все на него. Просто поразила его энергетика…

Алексей: Я искренне удивился, когда Алекс меня позвал на первый наш совместный проект, так как мне казалось, что он совершенно меня не знает, а ведь самое важное - это взаимопонимание в команде. Но мне очень понравился сценарий, так как в нем для оператора была возможность чудить и экспериментировать. Нехватка денег стала катализатором творческих решений, а, следовательно, съемки оставили отличное послевкусие. С такой командой я готов был работать и

Олеся: На момент создания фильма у нас уже было несколько совместных проектов, клипов и коротких метров, так что мы уже друг друга видели в бою. Во время работы над коммерческими проектами стало понятно, что хочется делать вместе что-то творческое. У Алекса как раз подходило время написания диплома. Нам всем понравился его сценарий, и мы ухватились за эту возможность поработать вместе.

Как проходила подготовка, съемки, постпродакшн? Ваши задорные голоса подсказывают мне, что было весело.

Алекс: Тут Вика может много рассказать. Она у нас даже с духами успела пообщаться за время работы над фильмом.

Вика: Да, мы, художники, тонко чувствующие люди, можем и с духами, если надо. Подготовка к съемкам была долгой, но оправданно долгой. Для меня это не первый короткий метр, но первый с такими масштабными декорациями.

Одной из главных задач была ванная: 80% фильма происходит именно там. Это очень маленькое пространство, в котором нельзя снимать. Вот тебе и задача для художника.

Олеся: Тут добавлю, что задача состояла еще и в том, чтобы осуществить все задуманное без бюджета. Это студенческий фильм, нужно было максимально экономить, при этом сценарий был «неэкономным», а режиссер задачу нам не облегчал.

Алекс: Да-да, все так!

Олеся: Сначала мы думали снимать в настоящей ванной комнате, потом искали павильоны. Все это по разным причинам нам не подходило. Поэтому мы решили построить ванную в настоящей квартире. Декорация ванной чудесным образом уместилась в квартире, в которой мы снимали. Ее мы, кстати, тоже нашли чудесным образом.

Вика: Это была квартира в типовой многоэтажке, большая, с широким коридором. В нем-то мы и построили декорацию ванной с отъемной стеной. Сначала мы сняли ванную, потом ее разобрали и снимали сцены в коридоре.

Технически все было непросто. С каждым фильмом приходится пробовать что-то новое. Например, как наполнить ванну винозаменителем и при этом не залить всю квартиру? Подобные вопросы мы решали всей командой.

Задача художника – создать атмосферу, чтобы актеры не чувствовали, что они в декорациях. Для этого мы обживаем пространство, ставим вещи, характеризующие героев, на каждую полочку. И если зрители верят, то тогда происходит магия. В нашей ванной нам нужно было сделать максимально достоверную фактуру. Плитка должна была быть пожившей, не бликующей, для этого мы ее шкурили, все делалось вручную. Ко мне приезжали помогать друзья, команда тоже участвовала. Недели 3 точно мы готовили ванную. Это был очень любопытный, почти дзенский опыт, шкурить эту плиточку.


Алекс: А про разрисованные унитазы не хочешь рассказать?

Вика: Да, историй очень много. По сценарию Вано заставил всю комнату разрисованными унитазами, которые не смог сбыть. Где их раздобыть? Кино-то студенческое. В итоге повезло дичайше, особенно с продюсерами: они нашли целую фабрику, которая списывала 15 унитазов по браку. Их-то мы и расписали на пару с подругой. Вообще, эта квартира выглядела гениально, когда шла подготовка: стены, как в павильоне, 15 унитазов, аквариум, динозавры, чего там только не было.

Насколько действительно удалось создать правильную атмосферу? Вообще, имело ли смысл так тщательно прорабатывать фактуру?

Алексей: Для меня важны все составляющие фильма, и я всегда стараюсь поддержать все департаменты проекта, насколько мне позволяют полномочия и мои возможности. Абсолютного уважения заслуживает подвиг Вики Фетисовой на этом проекте, так как она фактически стала частью производства фильма забыв о том, что она еще и просто человеческое существо, которому надо спать, есть и общаться с родственниками, а не только с творческой группой и строителями.

Алекс: Я добавлю про декорации. Вика сделала все настолько реалистично, что люди в квартире пытались помыть руки в нашей бутафорной ванной.

Вика: Да, все, как в жизни. Благодаря этому фильму я много узнала про виноделие, как там что бродит.

И что, теперь сможете сделать вино в ванне?

Алекс: Мы изучали вопрос виноделия. Но тем не менее технологический процесс в кино передан не на 100% достоверно. Скорее утрированно. Там есть шутки, которые понятны только виноделам. К примеру, недавно показывал фильм виноделам из Молдовы, они очень смеялись, говорили, что так, конечно вино не сделать, но круто переосмыслено. Например, когда начинает дергаться сливной бачок: для обычного зрителя это просто забавно, а они ухахатывались. Они понимали, что мы этим хотим сказать. Можно назвать это сатирой на виноделие. Так что дисклеймер: не пытайтесь самостоятельно делать вино по изображенной в кино технологии.

А как же картинки из прошлого? В фильме каждый этап виноделия сочетается с воспоминанием Вано.

Алекс: По изначальному замыслу, кадры виноделия у нас должны были перебиваться красивыми квадрокоптерными пролетами над Грузией. Но мой мастер во ВГИКе Владимир Алексеевич Фенченко сказал после первого просмотра: красиво, но не работает, похоже на рекламный ролик, разрушает атмосферу. Он посоветовал взять кадры из советского фильма «Листопад» Отара Иоселиани. Это как раз кино про молодого винодела, в нем есть такие документальные зарисовки. Но как можно взять отрывки из чужого фильма? Нас еще, кстати, часто спрашивают на фестивалях, стырили ли мы эти кадры.

Олеся: Но ведь нет! Мы выяснили, что фильм принадлежит студии «Грузия-фильм». А они, как оказалось, передали права режиссеру. Режиссер живет во Франции, он в солидном возрасте, нас месяц пытались с ним свести. В итоге мы показали ему наш сценарий и договорились о заимствовании нескольких кадров из «Листопада».


Некоторые кинодеятели утверждают, что на съемках и других этапах работы невозможно все предусмотреть. Другие отмечают исключительную важность планирования и говорят, что все прошло гладко именно за счет хорошей подготовительной работы. Что думаете по этому поводу вы?

Алекс: Эти суждения не противоречат друг другу. Чем лучше подготовишься, тем лучше все будет. На Западе самый длинный период – это препродакшн. У нас же зачастую наоборот: короткий препродакшн, сразу выход на съемки, которые в итоге затягиваются. А дальше все это уходит в дикий монтаж.

В «Анне и Вано» во многом благодаря Олесе все было правильно спланировано. Но, конечно, всего не предусмотришь. Нужно быть открытым импровизации. У нас, например, много шуток, которые потом вошли в финальный монтаж, родились непосредственно на площадке. Но было и наоборот – когда, например, капризы техники вмешивались в график.

Алексей: Для оператора сложности возникают в неконтролируемых условиях. Довольно трудно пришлось в финальной сцене, так как снимали в большом торговом зале, где не было возможности светить как положено по массе причин. Но выкручивались как могли, конечно же. Ломался рекордер по середине смены, но мы же в Москве, так что относительно оперативно его заменили. Вообще по прошествии времени в памяти стираются все трудности, а остается только ощущение кайфа от съемок.

Олеся: Каждый кадр мы обсуждали подолгу, продумывали порядок съемок, пытались выстроить все так, чтобы это было максимально быстро и удобно. У нас были ограничения по локациям. А также мы зависели от стадий героев: тут щетина двухдневная, тут трехдневная, капелька здесь, капелька там.

Алекс: Много что нужно было учесть. В том числе и то, что исполнителю главной роли Тимуру Орагвелидзе нужно было сбрить бороду к определенному числу для другого проекта.

Вообще, не так-то просто найти актера полугрузина. После того, как актер, которого мы планировали, по стечению обстоятельств отказался от съемок, мы долго искали нового. Никто нам не нравился. Я в отчаянии бегал по ВГИКу, рвал на себе волосы и кричал: «Дайте мне полугрузина!» Мой мастер предложил обратиться к Тимуру, который учился у него несколько лет назад. У нас были большие сомнения, что Тимур согласится, все-таки он уже давно не студент, снимается в больших проектах. Но ему понравился сценарий. И все сложилось.

«Анна и Вано» – это романтическая комедия. Почему именно этот жанр? В независимом кино гораздо чаще приходится смотреть тяжелые драмы.

Алекс: На фестивалях тоже многие удивляются, что мы решились на комедию, некоторые крутят пальцем у виска. Но тем не менее мы даже взяли несколько призов. В фестивальной жизни «Анны и Вано» есть интересная тенденция: если жюри московское, это значит, что мы ничего не получим. Чем дальше уезжаем от Москвы, тем больше вероятность, что мы возьмем приз. Так случилось, например, в Архангельске и в Южной Корее. В CinePromo, куда мы обратились за помощью в фестивальном продвижении, нам тоже сказали: жюри вас не очень будет любить, а зрители будут.

На одном фестивале ребята из Питера, которые снимали тяжелую драму про гражданскую войну, назвали наше кино «солнечное раздолбайство». Да, мы хотели снять доброе и хорошее кино. Это сложно. Комедия – вообще самый сложный жанр. Гораздо проще вызывать негативные эмоции, например, страх, гнев, чем смех. Но мы не сомневались в том, что выбрали правильный путь.

Вы как-то ориентировались на американское кино? Американцы сейчас – законодатели в жанре романтической комедии.

Олеся: Нет, мы вдохновлялись советскими комедиями, хотели, чтобы зритель ощутил вкус советского кино. Мы нигде этого не заявляли, но на фестивалях нам задавали вопросы, специально ли мы добивались такого эффекта. Нам было приятно, когда это отмечали. Сейчас практически никто так не снимает, пытаются работать по американским канонам, а нас вот потянуло в другую сторону.

Вика: Моим родителям очень понравился фильм. Все, кто его смотрел, говорят о теплом, хорошем впечатлении, послевкусии. Мне кажется, «послевкусие» – очень правильное слово. Спустя год я по-другому посмотрела на этот фильм: даже я, как один из создателей, почувствовала эту теплую нотку. Это здорово. Ну и зритель не соврет никогда. Зритель все видит. На это надо ориентироваться.

Алекс: Была смешная история на фестивале Arctic Open в Архангельске. Там интересный формат: фильмы показывали одновременно в разных местах, город буквально жил фестивалем. Как-то был показ в баре. Люди ели, пили и между делом смотрели кино. С одной стороны, это странно, но с другой вполне душевно.

Мне было интересно послушать, что люди говорят, а в баре как раз все слышно, можно наблюдать за реакцией зрителей. Там была одна уже подвыпившая компания, которая очень бурно обсуждала все фильмы. Во время показа «Анны и Вано» они прекратили есть, кусочек еды буквально застыл на вилке одного из друзей. И в момент, когда в финальной части Вано говорит Анне, что это чисто бизнес, никакой любви, один из компании начинает кричать: «Режиссер, что ты делаешь?! Так нельзя!» Потом они взорвались аплодисментами. Это было приятно.

Вика: Мне нравится отпускать кино в мир. Когда его смотрят незнакомые люди, это восхитительное ощущение, мне это никогда не надоест. Я выражаю искреннюю благодарность каждому, кто имеет свое мнение по поводу фильма, кто реагирует, неважно, положительно или отрицательно.


Материал подготовилаИрина Гугушина, специальный корреспондент "CinePromo"


Интервью с другими молодыми российскими авторами, а также самые интересные и награждаемые короткометражные фильмы можно найти в нашем КИНОЗАЛЕ и на нашем канале в YOUTUBE. Подписывайтесь - обновления каждую неделю, включая долгожданные премьеры короткометражных фестивальных хитов. Готовим много сюрпризов для настоящих киноманов и фанатов короткого метра.




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

Онлайн-премьера фильма “Полный ноль” на платформе KION. Интервью с режиссёром Юлией Сапоновой.

Онлайн-премьера фильма “Полный ноль” на платформе KION. Интервью с режиссёром Юлией Сапоновой.

21.03.2024 360

21 марта во Всемирный день людей с синдромом Дауна на платформе KION вышел короткометражный фильм Юлии Сапоновой «Полный ноль». Картина демонстрировалась на нескольких десятках фестивалей по всему миру, включая Московский Международный кинофестиваль, сербский Seize the Film, Фестиваль уличного кино, «Восток&Запад. Классика и Авангард» в Оренбурге, «Лампа», «Будем жить!», португальский Arouca Film Festival, «Сталкер» и другие. Мы расспросили Юлию о создании фильма и инклюзии в кино.

Подробнее...
«Кино должно быть интересно не снобам, а зрителю» — Сурен Касабян о своём этническом фильме «Захар»

«Кино должно быть интересно не снобам, а зрителю» — Сурен Касабян о своём этническом фильме «Захар»

29.08.2023 1934

Сурен Касабян, режиссёр и создатель короткометражного фильма «Захар» рассказал об особенностях работы с неактёрами и создании созерцательного этнического кино, передающего правду жизни. Режиссёр поделился мыслями о несостоятельности и недоступности короткого метра для большинства творцов, использовании монохромной эстетики и опыте работы за пределами России.

Подробнее...
Вербатим как основа для сценарного материала. Создатели веб-сериала «8 разгневанных женщин» об особенностях работы с вербатимом и дистрибуции

Вербатим как основа для сценарного материала. Создатели веб-сериала «8 разгневанных женщин» об особенностях работы с вербатимом и дистрибуции

18.08.2023 1125

Анастасия Городенцева - актриса театра и кино, режиссёр веб-сериала «8 разгневанных женщин» и короткого метра «Наваждение» - рассказала о сложностях при работе с вербатимом, способах сбора и систематизации информации и значении психологии в работе с этим форматом. Жан Проясняв - главный редактор платформы kino-teatr.ru и основатель платформы CHILL -поделился мыслями о дистрибуции веб-сериалов, их коммерческой перспективе в России, а также дал советы по поиску продюсера для дебютных проектов.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram