фестивальное продвижение, субтитры,
DCP, DPX, Blu-Ray, ПУ \ УНФ
RU

Короткометражный фильм «Без репетиций» – драма Наркас Искандаровой, созданная на основе реальной истории. Актер Саша Платонов вдруг начинает вести себя необъяснимо странно. Он как будто намеренно разрушает все, на чем строилась его жизнь: отношения, театр, здоровье... Об истинных причинах такого поведения мы узнаем только в последней сцене. Наркас рассказала нам, как родился замысел фильма, и как помогал ей в процессе его создания многолетний опыт работы театральным режиссером.

Фильм «Без репетиций» снят по мотивам истории Никиты Алферова. Как родилась идея сделать такое кино?

Был объявлен конкурс короткометражных фильмов, я теперь уже даже не помню его названия. Мы написали сценарий, на конкурс, правда, не прошли, но фильм решили снимать все равно. Он не про Никиту в буквальном смысле, мы оттолкнулись от его ситуации, художественно обработали ее и сочинили свою историю. Хотя Никита дал согласие на съемки и общался с нами в процессе написания сценария, рассказывал, что он испытывал, что происходило с ним в этот период жизни. Но материалом служили и другие источники. Мы со сценаристом Валимой Сыртлановой многое изучили и переработали, прежде чем был написан окончательный текст.


Исполнитель главной роли Сергей Бредюк тоже общался с Никитой?

Изначально я даже не рассматривала Сергея на эту роль. Но артист, на которого я рассчитывала, не смог принять участие в съемках по личным обстоятельствам. Я долго мучилась, искала актера, и в конце концов решила попробовать Сережу. Сказала ему: «Сомневаюсь, что ты это сыграешь, но вдруг получится?». Мы начали пробовать. Я ставила задачи, записывала сыгранное на мобильный телефон и понимала – нет. На следующий день я посмотрела записи проб, показала их сценаристу. И мы поняли, что оказывается – да. Он может это сыграть. Я увидела потенциал только на видео, когда отстранилась от происходящего. Было что-то в его игре, что цепляло.

Как он вживался в роль человека, пораженного недугом?

Я пересылала Сереже статьи про болезнь, о которой идет речь в фильме, давала ему почитать нашу переписку с Никитой. Условием съемок было то, что мы репетировали каждую сцену со всеми артистами, вместе разбирали, обсуждали их. Тут сказывается мое театральное прошлое. На самих съемках я могу слегка подправить что-то, но в целом к этому моменту вся работа с актерами уже проделана, и я уверена в каждой сцене.

Актерский состав фильма «Без репетиций» – талантливые артисты Нового драматического театра, в котором вы трудились много лет. Как вам работалось вместе в этом кинопроекте?

Это была дружная, слаженная работа. Всем она была в радость. Ребята честно отдавались процессу, болели за него. Надо понимать при этом, что они снимались не за деньги.

Вы правы, практически все актеры – из труппы Нового драматического театра. Единственная актриса «со стороны» – Марина Ворожищева. Я сознательно пригласила ее на роль режиссера. Во-первых, она подходит на эту роль. А во-вторых, я не хотела, чтобы исполнительница играла меня, чтобы у нее перед глазами был мой образ. Это ведь не я в фильме. И Саша Платонов не Никита Алферов. Это персонажи фильма, а сюжет его – вымысел, ничего этого не происходило на самом деле. У Сергея не было задачи сыграть Никиту. Он должен был играть долгое осознание поставленного диагноза. Побег от события. Нежелание признать болезнь, беспомощность и невозможность быть в профессии.

Этот побег становится каким-то сюрреалистичным благодаря образу мима. Мим, на мой взгляд, выводит историю в какой-то иной план.

Это находка нашего художника, Екатерины Кулешовой. В первоначальном варианте сценария мима не было. Когда мы начали разрабатывать визуальную часть, делать раскадровки, Катя спросила меня: «А ты не хочешь ввести “второе я”, образ актера по ту сторону, какое-то олицетворение?». Мне эта идея понравилась. Мы с Валимой уже целенаправленно вплетали мима в сценарий, думали, где он может быть нужен, а где нет. Образ мима – альтер эго героя. Только герой видит мима. С одной стороны, мим его преследует, а с другой – это он и есть. Некая часть актера, попавшего в беду.

Почему в фильме идет работа именно над спектаклем «Настоящий запад»? Этот спектакль тоже должен как-то отразить состояние главного героя?

Я долго думала, на каком спектакле герой может ослепнуть. В итоге взяла «Настоящий запад», потому что я его ставила, это помогло избежать проблем с авторскими правами. Сцены из спектакля я подбирала те, где текст не напрямую, но косвенно отражает то, что происходит с героем. Иногда так бывает у артиста: что-то происходит в его жизни, при этом он что-то играет, и текст, который он говорит со сцены, по-новому переосмысливается, и происходящее на сцене становится созвучно ситуации в жизни.


О чем фильм «Без репетиций» для вас?

О желании жить и творить. Даже когда все вокруг разваливается. Герой, казалось бы, ведет себя противоположным этой идее образом: все рушит, плохо работает, портит отношения с людьми вокруг… Но это непринятие события и есть безумное желание жить и творить.

Чем отличается работа режиссера театра и режиссера кино?

В целом театральный опыт сильно помогает: разбор материала в кино такой же, как в театре. Мне легко дается работа с артистами вне зависимости от их ранга. Если я хорошо знаю материал, то любому артисту могу внятно объяснить задачи. Это моя опора. Но все же кино – не театр. Во время учебы на ВКСР мне было тяжело перестраиваться. Мои первые работы в кино отличаются театральностью. Театр требует энергии, крупных жестов, подачи в зал, а в кино все более скупо в актерских проявлениях. Через полгода учебы я разобралась: поняла отличия. Путем проб и ошибок пришла, надеюсь, к золотой середине.

Я очень благодарна всем, кто был частью съемочной группы и создавал со мной этот фильм. А также безмерно благодарна всем, кто помог финансово и не только, реализовать этот замысел.

Также фильм доступен на платформе российского авторского кино "Пилигрим", где можно поддержать режиссера. 
Материал подготовилаИрина Гугушина, специальный корреспондент "CinePromo"


Интервью с другими молодыми российскими авторами, а также самые интересные и награждаемые короткометражные фильмы можно найти в нашем КИНОЗАЛЕ и на нашем канале в YOUTUBE. Подписывайтесь - обновления каждую неделю, включая долгожданные премьеры короткометражных фестивальных хитов. Готовим много сюрпризов для настоящих киноманов и фанатов короткого метра.


CinePromo - российская компания №1 по фестивальному продвижению фильмов. Также мы делаем субтитры и DCP, оформляем Прокатные удостоверения и УНФзапускаем короткометражные фильмы в прокат и проводим собственный фестиваль короткого метра.


Нам доверяют: Медиалаборатория — Яндекс.Таксикинокомпания «Централ Партнершип»ЛенфильмComedy Club ProductionHype ProductionКинокомпания Андрея КончаловскогоAll Media Companyкиностудия им. М. ГорькогоМосфильмМагнум-Фильм (кинокомпания Анны Меликян), сеть КАРОМолодежный центр Союза кинематографистов РФВГИК-Дебют и СПбГИКиТ-ДебютПервый каналплатформа Start.ru, телеканалы СТСРЕН ТВ и ВГТРК, киностудия "Лендок", студия Алексея Германа мл., Институт им. Гётемузей современного искусства «Гараж», ведущие российские кинопроизводственные компании и независимые авторы. 

CinePromo - единственная российская компания, имеющая эксклюзивные договора на фестивальное продвижение студенческих фильмов ГИТРа и СПбГИКиТ; также мы активно работаем со студентами и выпускниками Московской школы киноВГИКа, ВКСРRoma Film AcademyМосковской школы нового кино и др. ведущих отечественных и зарубежных вузов.