Дебютная работа Жасмин Шахназарян «Мысль» – это смелая экранизация одноимённого рассказа Леонида Андреева, снятая в Армении и побывавшая на фестивалях на родине, во Франции и Австрии. По случаю премьеры фильма в онлайн-кинотеатре CinePromo мы побеседовали с Жасмин.
Ваш фильм основан на рассказе Леонида Андреева. Почему вы выбрали этого автора?
Андреев гениальный. Его мир и герои совмещают в себе несовместимое: красоту и уродство, гармонию и хаос, истину и обман, разум и безумие. Он помогает заглянуть очень глубоко в душу, в самые потаённые места. Мне это интересно.
В фильме вы используете символы, намёки, уходите от традиционного повествования и вводите театральные приёмы. Как материал определял ваши творческие решения?
В фильме мы лишь используем то, что использует Андреев в своем рассказе. Разница в том, что он это делает словами, а мы деталями.
Как появились, например, такие детали, как грим на лице главного героя или гигантские сюрреалистические шахматы в одной из сцен?
Во время подготовки я ездила в Армению, где мы впоследствии снимали фильм, смотреть натуру. В центре Еревана я случайно увидела огромную шахматную доску с фигурами на асфальте. И я решила, что нам надо использовать это в фильме. Главный герой рассказа очень хорошо играет в шахматы, и в жизни он планирует свои ходы, как в игре. Шахматы – это способ изобразить ход его мыслей в гротескной форме. Кстати, Андреев часто в своих рассказах использует гротеск и гиперболу. Это к слову о том, что мы старались использовать приёмы самого Андреева.
Идея с гримом родилась, когда мы обсуждали с Антоном Пампушным, исполнителем главной роли, как можно показать изменения, которые происходят с героем. Антон предложил добавить какой-то визуальный эффект, чтобы с героем что-то происходило и в физическом плане. С этой идеей мы обратились к гримёру, и после обсуждений вариантов остановились на чёрной змееподобной ветке на лице.
Ваши герои живут в трёх измерениях: на сцене, в истории и в зрительном зале. Здесь, на мой взгляд, есть некая игра с формами повествования или раздробленность сознания, что-то постмодернистское.
На самом деле они живут в двух измерениях: в зрительном зале и на театральной сцене. История, выходящая за рамки сцены, – это тоже часть театральной постановки. С постмодернизмом я это не связывала бы. Всё это – дань Андрееву: он часто управляет сюжетом с помощью времени и пространства, делит мир героев на условное измерение и бытовое, чтобы ярче выразить противопоставления.
Какие противопоставления?
В нашем случае противопоставлены эго и альтер-эго главного героя. Это дуальный мир безумия и разума, добра и зла, созидания и разрушения. Зрительный зал в фильме – это изображение того, как человек присутствует в настоящем времени. Он в театре. А сцена – это условный мир его мыслей, мир в его голове.
Как проходили съёмки?
Я скорее всего не буду слишком оригинальна, если скажу, что было очень тяжело и страшно. Всему приходилось учиться на ходу: для меня это был первый опыт создания фильма, а груз ответственности перед автором рассказа, взятого за основу, заставлял нервничать еще сильнее. Но это того стоило.
Одной из сложных задач было найти актёра на главную роль. Мой мастер Валерий Ахадов предложил обратить внимание на Антона Пампушного, за что я ему несказанно благодарна. Антон очень талантливый актёр. Выходя на площадку, он не просто знал свою роль, он понимал суть истории, вникал в сценарий, искал варианты, как лучше всего сыграть образ. Ещё он очень помогал во время съёмок с идеями. Я уже рассказала про идею с гримом. Кровь, которая льётся из крана как видение, тоже он предложил.
Всё ли получилось из того, что было задумано?
Мне кажется, сейчас уже неважно, что получилось, а от чего отказались. Главное, я довольна тем, что всё случилось. Конечно, обладай я тогда сегодняшними знаниями, я и сценарий немного подправила бы, и снимала бы иначе. Но картина вышла такой, какой мы смогли её сделать.
Что самое сложное в работе режиссёра?
В режиссуре, как и в любом другом деле, самое сложное – делать вещи, в которых не имеешь опыта. А всё остальное – легко.
Материал подготовила: Ирина Гугушина, специальный корреспондент "CinePromo"
Интервью с другими молодыми российскими авторами, а также самые интересные и награждаемые короткометражные фильмы можно найти в нашем КИНОЗАЛЕ и на нашем канале в YOUTUBE. Подписывайтесь - обновления каждую неделю, включая долгожданные премьеры короткометражных фестивальных хитов. Готовим много сюрпризов для настоящих киноманов и фанатов короткого метра.