фестивальное продвижение, субтитры,
DCP, DPX, Blu-Ray, ПУ \ УНФ

Короткометражный фильм «Шаги» Ильи Шерстобитова, побывавший на множестве фестивалей, включая «Кинотавр», ММКФ и "SHNIT", теперь доступен в нашем кинотеатре. По случаю онлайн-премьеры мы пообщались с Ильей о его режиссерском опыте. 


Как родилась идея фильма «Шаги»?

Это было во время разговора с моим другом. Мы рассуждали о том, что кино – это парадокс с переворотом, об этой распространенной формуле в киноиндустрии, когда все, что мы знаем, оказывается неверным. Все это было, как пинг-понг, как гимнастика для ума, в которой родился сюжет.

Расскажите про кастинг: как подбирались актеры? Что вы искали в них?

Я люблю шутить, что свою актрису я ждал почти 2 года. С Натальей Тетеновой мы познакомились на одном кинофестивале. Когда я ее увидел, сразу понял, что она – именно та героиня, которая мне нужна. Она очень крутая, странно, что ее не снимают много, очень много. Я предложил ей роль, она прочитала сценарий и отказала мне. Я отложил историю.


Через время мы встретились вновь. Я снова заговорил о съемках в фильме, она снова прочитала сценарий и долго не могла вспомнить, почему она отказала мне. Потом поняла, что это из-за того, что в сценарии была сцена ню, она в них принципиально не снимается. Но в этот раз она согласилась. А сцена ню в итоге трансформировалась в такую же сцену, где она ходит, но только в белье, когда я увидел, что для той локации, где мы снимали, так будет лучше.


С другими актерами все достаточно быстро сложилось. С Юлей Хамитовой мы познакомились на фестивале «Короче». На роль брата нужен был аутистичного вида молодой человек, и я его нашел. Алексей Мещанский был моим ведущим, когда я работал на телевидении. Он не актер, но за ним очень интересно наблюдать.

Как вы разрабатывали персонажей и работали с актерами?

Все сложилось, как некий пазл: каждый актер идеально подошел для своей роли. Больше всего работы было с Алексеем. Его задачей было сыграть человека, который существует сам по себе. И хоть внешне он подходил на роль «аутиста», не очень приятного человека, когда он двигается, болтает, он очень симпатичный и гармоничный парень. Он слишком живой, поэтому приходилось убивать в нем все человеческое, погружать его в нужное состояние, обсуждать, что это за герой в фильме и почему он так поступает.


Наталья сама по себе прекрасна. Мы просто отпускали ее и созерцали. С Юлей мы достаточно хорошо проработали сцену в туалете. Она мусульманка, ей было непонятно, почему, зачем можно так быстро согласиться на некоторые действия.

Почему все герои так хотят уехать куда-то, а Макс не хочет?

Все они энергичные люди, они хотят развиваться. А развиваться в региональных городах, к сожалению, некуда.



Для сестры Италия – страна Эдем. Всё, о чем она мечтает – вернуть зрение и отправиться в путешествие. Героиня Юли грезит об успешной и красивой жизни, которую она видит по телевидению и в Инстаграме, и понимает, что эта жизнь не здесь. А Макс довольствуется тем, что есть, ему ничего не нужно, его не душат амбиции, как остальных героев. Он – рыбка-прилипала.

 

Разве он отрицательный персонаж?

Он не отрицательный, он мертвый. В нем нет жизни, энергии, которая отвечает за желание деятельности. Он существует в рамках своих критериев правды. В своем космосе он что-то делает для сестры, помогает ей, водит ее на работу. Но в этой помощи нет жизни. Это функция, которую он исполняет и которая убивает в нем возможность полюбить сестру.


Где проходили съемки? Что это за места?

Снимали в Калининградской области, в Черняховске и Балтийске. Вывезти туда всю группу было довольно сложно, но в эмоциональном плане это было правильным решением. Это очень нас сплотило: мы жили в одной гостинице, были все время вместе.

Почему именно Калининградская область?

Хотелось, чтобы это был город Восточной Европы, такая красивая запущенность, немецкие постройки, какая-то другая, параллельная жизнь. Я стремился добиться того, чтобы это было интересно созерцать, чтобы картинка не навевала депрессию, а увлекала. На «Кинотавре» один из членов жюри сказал мне, что ему не хватило пространства, возможности любоваться видами, что можно было дать этого больше.

Запомнились еще какие-то отзывы о фильме?

В целом я не фиксирую отзывы. Кому-то нравится, кому-то не нравится, кто-то говорит хорошие слова, а кто-то пытается поковыряться. Работа старая, пройденная. Это хорошая работа, мне за нее не стыдно. Не на пять, но на три с плюсом, а это почти четыре с минусом.

Я долгое время не смотрел «Шаги». И вот был финальный показ на фестивале германских и российских короткометражных фильмов «Вкратце!» в Волгограде, где было много европейского кино. Такая немецкая тоска и мой фильм. И знаете, не так уж и плохо смотрится. Когда на некоторых фестивалях «Шаги» показывали вслед за комедиями, это было хуже. Это убивало зрительский интерес. Правильно составлять программы, оказывается, очень важно, чтобы было какое-то разделение, не жанровое, но настроенческое.


Вы в киноиндустрии уже довольно давно выступаете как продюсер. Какая из ролей, режиссер или продюсер, вам ближе?

Все роли интересные, невозможно разделить. Это 2 разных вектора задач. Это как спросить: ноги или руки – что важнее? Тут тоже самое. Кино – командный забег. Каждый человек в команде отвечает за свое. Всех собрать, всех упаковать всех заставить двигаться – это продюсер. А режиссер – это такой камертон. Он должен быть в ощущении того фильма, который делается, должен всех в него погружать, вести за собой.

«Шаги» я хотел снимать с двумя разными режиссерами: сначала отказался один, потом второй. И я решил сделать сам. Это была большая, сильная тренировка. Одно дело когда ты, как продюсер, смотришь на все со стороны, а тут такое режиссерское погружение. Это был важный опыт.

Поддержать режиссера можно на платформе российского авторского кино "Пилигрим". Нам интересно ваше мнение - оставляйте свои комментарии \ отзывы \ рецензии под видео на YouTube - авторы их обязательно прочитают)

Материал подготовилаИрина Гугушина, специальный корреспондент "CinePromo"


Интервью с другими молодыми российскими авторами, а также самые интересные и награждаемые короткометражные фильмы можно найти в нашем КИНОЗАЛЕ и на нашем канале в YOUTUBE. Подписывайтесь - обновления каждую неделю, включая долгожданные премьеры короткометражных фестивальных хитов. Готовим много сюрпризов для настоящих киноманов и фанатов короткого метра.


CinePromo - № 1 среди компаний, оказывающих комплекс услуг по фестивальному продвижению фильмов. Также мы делаем субтитры, DCP, прокатные удостоверения \ УНФ.

Здесь можно увидеть каталог фильмов, с которыми работаем.

Нам доверяют: Ленфильм, Comedy Club Production, Hype Production, All Media Company, киностудия им. М. Горького, Мосфильм, Молодежный центр Союза кинематографистов, СТС, ВГИК-дебют, Первый канал и ВГТРК, ведущие российские киностудии и независимые авторы. CinePromo - единственная российская компания, имеющая эксклюзивные договора на фестивальное продвижение студенческих фильмов Института телевидения и радиовещания (ГИТР) и Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. Также мы активно работаем со студентами и выпускниками Московской школы киноВГИКа, ВКСРRoma Film Academy и др. ведущих отечественных и зарубежных вузов.