фестивальное продвижение, субтитры,
DCP, DPX, Blu-Ray, ПУ \ УНФ
RU

Драматический короткометражный фильм Аси Можеговой «Чтобы мама похвалила» увидели зрители на фестивалях в Венгрии, России, Украине, Индии, Албании, Турции и Великобритании. За успешным фестивальным сезоном следует не менее важное событие – онлайн-премьера картины в кинотеатре CinePromo. По этому случаю мы задали Асе несколько вопросов о её работе.

Вы сняли пронзительную драму. Как появилась идея этого фильма?

Это размышления о том, какой отпечаток на человеке оставляют поступки его родителей. Мне интересна тема отношений родителей и детей. Я часто слышу истории про то, как родители в детстве что-то недодали человеку, в чем-то отказали, сделали что-то не так, и теперь детские комплексы тянутся за ним всю жизнь, не давая радоваться и развиваться. В какой-то момент таких историй вокруг меня стало бесконечно много, и я подумала, что тема подходит для фильма.


При этом вы сумели создать более глубокий пласт, философский. Для меня фильм «Чтобы мама похвалила» не столько о детско-родительских отношениях, сколько о потере, точке невозврата и одновременно о ритуале, который хоть как-то позволяет это осмыслить.

Как-то в одном учебнике по драматургии я прочитала, что сценаристу нельзя писать о многом. Надо выбрать одну тему и разрабатывать её. Если работаешь тщательно и уходишь вглубь, то сопутствующие темы образуются вокруг главной сами собой, а зритель выделяет то, что созвучно с его опытом. Мне эта мысль не понравилась. Казалось, что меня призывают делать картину однобокой.


Сценарий фильма «Чтобы мама похвалила» вначале выглядел совсем иначе. Там был ещё один герой – брат Маши. Вокруг главной темы крутилось ещё несколько, в том числе и та, о которой вы говорите. Но ничего не клеилось. Никто не мог сказать четко, про что фильм: ни я, ни знакомые, которые читали сценарий. Он был обо всём по чуть-чуть, а в целом ни о чём.

И я вспомнила о той идее из учебника и решила избавиться от всего лишнего. Всё сразу встало на свои места. Появились смысловые слои, но как бы самостоятельно, без моего участия. Мне приятно, когда люди видят в фильме не то же, что я. Значит, всё сделано правильно. Картина живёт своей жизнью и даёт плодородную почву для размышлений.

И не только для размышлений, но и эмоциональных переживаний. А как вы подбирали команду?

В основном команда состояла из моих хороших друзей и их друзей. Важно было, чтобы люди любили кино. И не боялись гробов.

Что вы искали в актёрах, которые сыграют Машу и Лёшу?

В Маше мне была важна сила. И нерв. Надрыв какой-то. Не знаю как точно описать. В Лёше я искала растерянность.


Слышала такое утверждение, что навык общения с актёрами – важная составляющая работы режиссёра и приходит он с опытом. Вы с ним согласны? Легко было доносить до актёров свои идеи по поводу их героев и конкретных сцен?

Да, согласна с этим утверждением. Это очень важная составляющая работы режиссёра. И это безумно сложная составляющая. В начале работы я очень волновалась, что актёры меня не поймут или, что ещё хуже, поймут, но не так. Но в итоге мы с Еленой и Иваном поняли друг друга. В основном я работала с ребятами на репетициях до съёмок. Было время спокойно разобрать сценарий, всё обсудить: кто их герои, как они жили, как они пришли к этой ситуации. Когда я убедилась, что мы понимаем героев и их цели одинаково, я успокоилась.

Что привнесли сами актёры в свои роли?

Это сложный вопрос, потому что нельзя чётко поделить, что вот здесь – это режиссёрское, а здесь – актёрское. Всё так тесно переплетено. Думаю, создание образа героя – это совместная работа. Огромное спасибо Лене и Ване за эту работу, за их видение героев и результат.

На каком этапе производства было больше всего сложностей?

Самым сложным оказался этап цветокоррекции. Снимали мы в сжатые сроки: у нас было всего 2 дня, в один из которых шёл жуткий ливень, а в другой светило солнце. И всё это надо было сделать похожим на утро одного дня. На площадке мы скорректировали план съёмок, а дочищать всё окончательно пришлось уже во время постпродакшна.

Фильм «Чтобы мама похвалила» участвовал в большом количестве российских и международных фестивалей. Как на него реагировала публика?

Люди реагировали очень по-разному. Были и хорошие отзывы, и негативные. Первый резко отрицательный отзыв я услышала ещё когда фильм был только сценарием. Я помню, что очень испугалась тогда, и мне даже пришла в голову мысль, что не стоит его снимать. Я позвонила маме и рассказала ей об этом. Мама ответила, что, если я боюсь негативных отзывов, то мне нужно серьёзно задуматься, действительно ли я хочу быть режиссёром. И что не стоит надеяться, что есть режиссёры, чьи фильмы получают исключительно хвалебные отзывы. Я благодарна маме за эти слова. Если бы не она, я, может быть, так и не сняла бы этот фильм.

Материал подготовилаИрина Гугушина, специальный корреспондент "CinePromo"


Интервью с другими молодыми российскими авторами, а также самые интересные и награждаемые короткометражные фильмы можно найти в нашем КИНОЗАЛЕ и на нашем канале в YOUTUBE. Подписывайтесь - обновления каждую неделю, включая долгожданные премьеры короткометражных фестивальных хитов. Готовим много сюрпризов для настоящих киноманов и фанатов короткого метра.

e-max.it: your social media marketing partner

CinePromo - российская компания №1 по фестивальному продвижению фильмов. Также мы делаем субтитры и DCP, оформляем Прокатные удостоверения и УНФзапускаем короткометражные фильмы в прокат и проводим собственный фестиваль короткого метра.

Нам доверяют: Медиалаборатория — Яндекс.Таксикинокомпания «Централ Партнершип»ЛенфильмComedy Club ProductionHype ProductionКинокомпания Андрея КончаловскогоYellow, Black and Whiteкиностудия им. М. ГорькогоМосфильмМагнум-Фильм (кинокомпания Анны Меликян), сеть КАРОМолодежный центр Союза кинематографистов РФВГИК-Дебют и СПбГИКиТ-ДебютПервый каналплатформа Start.ru, телеканалы СТСРЕН ТВ и ВГТРК, киностудия "Лендок", студия Алексея Германа мл., Институт им. Гётемузей современного искусства «Гараж», ведущие российские кинопроизводственные компании и независимые авторы. 

CinePromo - единственная российская компания, имеющая эксклюзивные договора на фестивальное продвижение студенческих фильмов Института кино и телевидения (ГИТР) и Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (СПбГИКиТ). Также мы активно работаем со студентами и выпускниками Московской школы киноВГИКа, ВКСРRoma Film AcademyМосковской школы нового кино и др. ведущих отечественных и зарубежных вузов.