Меню

Иван И. Твердовский: "Фестивали при правильном подходе - это совершенный инструмент не только для продвижения, но и для создания новой картины"

Интервью

Представляем обстоятельное большое интервью CinePromo с Иваном И. Твердовским, одним из самых успешных молодых российских режиссеров. Как нужно правильно выстраивать фестивальную стратегию? Про что снимать кино, чтобы заинтересовать зарубежные крупные смотры и инвесторов? На какие фестивали стоит ездить, чтобы понять кинематографическую "кухню"? Начинающим кинематографистам читать обязательно!



Как ты относишься к тому, что после оглушительного успеха «Класса коррекции» и «Зоологии» тебя объявили надеждой российского авторского кино?

Я достаточно спокойно отношусь к успеху или не успеху. У меня были довольно разные периоды, если брать еще мои неигровые картины. Я хорошо знаю себе цену, объективно отдаю себе отчет в том, что происходит. Никакого оглушительного успеха я не испытал. Идет работа, она продолжается.


В одном интервью ты признался, что «Зоология» - это довольно эгоистичная история, монолог с собой… Что интересного ты в этом находишь? В монологе с собой, а не со зрителем?

Я не разделяю пространство мейнстрима и коммерческого кинематографа. Вернее, могу разделить как зритель, как свидетель но ни в коем случае не допускаю в своем творчестве. Я всё-таки рожден и воспитан в среде, в которой принято считать кинематограф предметом искусства. Это порой связано с тотальным внутренним эгоизмом, разговором с собой, монологом.

В случае с «Зоологией» эта картина была нужна только мне, нужна для себя. Слишком много вещей, которые нужно было прокричать, выкрикнуть. И тут мне совершенно было плевать на прокатную судьбу, зрителя, понравится картина, не понравится. Это совершенно не означает, что каждую картину я снимаю в таком духе. Скорее наоборот, один раз и навсегда.





В то же время, твой продюсер говорит, что Ваня знает и чувствует зрителя. Парадокс: ты снимаешь «кино не для всех», которое смотрят многие?)

Мое кино нравится киноманам, критикам и людям разделяющим определенный кинематографический вкус, не берусь оценивать его уровень. Количество зрителей у разных моих фильмов заведомо разное, я отдаю себе в этом отчет. Нельзя тут сравнивать «Зоологию» с «Классом Коррекции», который посмотрело в прокате, интернете и телеканалам несколько миллионов человек.

Для меня сейчас важно, что мои картины стали известны в узком кинематографическом кругу в Европе и на других континентах. Во многом этому способствовала правильная фестивальная стратегия. Со временем это дает потенциал расширять лояльную аудиторию. В сумме это получается достаточно весомое количество людей.


Ты с «Классом коррекции» объездил много фестивалей, побывал на всех континентах. Почти год не делал ничего, только ездил (сначала как конкурсант, потом и как член жюри) и признался (опять же, в одном из интервью), что вместо того, чтобы использовать эти поездки для личного роста, ты просто потерял год жизни. Почему?

Потому что фестивали при правильном подходе - это совершенный инструмент не только для продвижения, но и для создания новой картины.

Заведомо проигрышно участвовать с новым фильмом в конкурсной программе и не иметь с собой следующего замысла, проекта, сценария с целью привлечения к нему ко-продюсеров и разного рода поддержки. Это называется «туризм», чем я, как многие режиссеры, по неопытности и занимался, пока не появился первый драфт текста «Зоологии».


Русскоязычному фильму, как правило, нелегко найти зарубежного со-продюсера. Что, по-твоему, смогло заинтересовать иностранного продюсера (в «Зоологии» ИХ трое) в твоих фильмах? Наверное, в первую очередь фестивальные успехи и призы предыдущих работ?

Я думаю продюсеры ищут талантливые истории, авторов, перспективные проекты. Они подпитывают себя эмоционально. Многие из них, не берусь говорить за всех. Сегодня в мире, а особенно в кино не существует границ. Даже не смотря на все трудности ко-продукции. Будь ты талантливый автор из Непала или Индонезии, России или Франции, у тебя есть большие шансы найти себе единомышленников.


Тебе важно, чтобы в истории, которые ты снимаешь, включались иностранные партнеры? И какие это должны быть истории, чтобы они обратили внимание? За что цепляются иностранцы?

Мы привыкли считать, что «они» кардинальным образом отличаются от «нас». Что у нас свой кинематограф, свой киноязык, всё своё. И в этом своём нам кажется очень важным найти супер-конъюнктурную проблематику и преподнести ее в виде сенсации. Многих это искренне умиляет, вызывает усмешку, так как все наши проблемы, недостатки, родинки в интимных местах всем в общем-то достаточно хорошо известны. Меньше наши режиссеры думают об наднациональных и мультикультурных проблемах, о том, что беспокоит абсолютно каждого на земле, что объединяет каждого.



Как вы выстраиваете работу с фестивалями? На основе чего формируется фестивальная стратегия твоих фильмов? Расскажи о практической стороне работы фестивального продвижения?

В первую очередь это обусловлено сроками производства. Конечно, каждый мечтает попасть в Канн, Берлин, Венецию или Торонто. Но ими фестивальный спектр не ограничивается.

Подбираются в первую очередь крупные международные площадки с крупным индустриальным рынком. На первичном этапе важно определиться с такого рода площадками, если от них поступает приглашение, конечно.

Дальше идут национальные крупные фестивали, обустраивающие судьбу картины на конкретной территории.

И уже после этого идут мелкие фестивали, недели кино, культурные события позволяющие отправлять в туристические путешествия участников съёмочной группы.

Этот порядок нельзя менять. Всего один показ на приятном фестивале у теплого моря может закрыть ряд крупных фестивалей, лишить фильма продаж на довольно крупные суммы.


Сейчас многие ругают ММКФ, говорят, что он не дотягивает до класса «А». Как к этому относишься лично ты? Насколько я знаю, ты работал отборщиком короткого метра ММКФ.

Московский международный кинофестиваль, к сожалению, вот уже много лет не выполняет функцию международного. У фестиваля нет мощной индустриальной площадки, международного кинорынка, его призы и награды ни каким совершенно образом не влияют на прокат международных картин на российском рынке, его участники, как правило, не обладают премьерным статусом, а следовательно не представляют интереса для национальных сейл-агентов.

Я не берусь судить уровень конкурсных программ, организацию и прочее. Это исключительно национальное мероприятие, городское я бы даже сказал, которое не коим образом не влияет на судьбу картин в нем представленных.


На какие фестивали стоит ориентироваться прежде всего российскому режиссеру, снявшему свой первый полный метр?

Зависит о огромного количества факторов. В первую очередь от целей и задач самого режиссера. Если у него в приоритетах американский рынок, работа с англоязычной публикой следует обратить внимание на Торонто и Санденс.

Если в приоритетах работа с национальным прокатом или крупными телеканалами, то ни на какой фестиваль не надо ориентироваться.


Что бы ты посоветовал авторам, которые едут на крупный фестиваль впервые?

Не увлекаться туризмом в первую очередь. Для осмотра достопримечательностей стоит выбрать другое время.

Хорошо, если ваш новый фильм участвует в одной из конкурсных программ фестиваля, а на маркете или питчинге вы уже представляете свой следующий проект.

Хорошо, если вы найдете хорошего сейл-агента, который продаст ваш фильм на Netflix или на огромное количество территорий.

Хорошо, если вы проведете с десяток встреч с европейскими продюсерами, договорившись с ними предварительно.

Хорошо, если вашу новую идею поддерживают и берутся продвигать, формируют с вами единую команду.

Здорово, если у вас с собой всегда ноутбук с референсами, презентацией, буклеты по предыдущему фильму, визитки вашей кинокомпании.

Все хорошо, кроме туризма. Отдохнуть вы успеете на маленьких нишевых фестивалях.




В завершении порекомендуй, пожалуйста, фестивали, обязательные для посещения начинающими авторами.

Кинофестиваль - это не тоже самое, что торговые центры, в которых представлены одни и те же сети магазинов с одинаковыми товарами. Без разницы в какой поехать, ближе или дальше.

Фестивали отличаются друг от друг довольно сильно.

У нас укоренилось довольно провинциальное мышление, что фестиваль – это красные дорожки, премьеры и бесплатное шампанское. Это не совсем так, вернее, это только минимальный атрибут.

Любое кино приносит деньги, зарабатывает. Даже самые яркие представители авторского кинематографа приносят прибыль своим создателям. Фестиваль в этом смысле выступает инструментом.

Национальные фестивали отличаются от международных, региональные от национальных.

Всем наплевать если у вас много бесполезных призов, побрякушек, дипломов маленьких нишевых площадок. Вы заработаете «лайки» на фейсбуке, но никак не реальные средства и уж тем более возможность развиваться и продвигать себя дальше к следующей картине.

Так случилось, что в России нет ни одного крупного уважаемого международного кинофестиваля. На национальном рынке безусловный фаворит «Кинотавр». Есть крупный фестиваль дебютного кино «Движение» в Омске, фестиваль короткого метра «Короче» в Калининграде.

Из международных фестивалей я бы отметил фестиваль «Меридианы тихого» во Владивостоке, ориентированный на азиатский рынок, и «Послание к человеку» в Петербурге, нацеленный на неигровой сегмент. Они безусловно не образуют вокруг себя серьезные рынки и территории, но их профессиональный уровень проведения и тщательность в селекции позволяют надеяться, что со временем они разовьются в крупные международные события.

Материал подготовила Юлия Сергеева, специальный корреспондент CinePromo
Черно-белые фото: Евгений Марьян, режиссер




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

«Я снимаю про то, что болит», — режиссёр Борис Гуц о работе за границей, тонкостях создания кино на языке глухонемых и поиске финансирования в зарубежных фондах.

«Я снимаю про то, что болит», — режиссёр Борис Гуц о работе за границей, тонкостях создания кино на языке глухонемых и поиске финансирования в зарубежных фондах.

03.04.2023 1441

Борис Гуц, режиссёр и продюсер, поделился некоторыми особенностями построения кинопроцесса за границей, рассказал о сложностях взаимодействия с группой и аудиториями разных национальностей. Кроме того, объяснил, зачем снимать фильмы на телефон, а также дал советы начинающим кинематографистам.

Подробнее...
«Сначала нужно понять, кто ты?» - Лика Алексеева о работе в кино за границей, взаимодействии с фондами и связи с Родиной.

«Сначала нужно понять, кто ты?» - Лика Алексеева о работе в кино за границей, взаимодействии с фондами и связи с Родиной.

28.03.2023 1652

Режиссёр, продюсер и общественный деятель – Лика Алексеева – рассказала о работе кинематографистов за рубежом, а также осветила трудности, с которыми сталкиваются создатели новых проектов за пределами России. Отдельное внимание Лика уделила вопросам взаимодействия с зарубежными фондами и механизмам поиска финансирования. Не остались в стороне и темы работы в копродукции с другими странами авторами из России.

Подробнее...
«Даже у самой черты можно остановиться и выбрать жизнь», — создатели фильма «1000 дешёвых зажигалок» делятся мыслями о создании социального кино, а также рассказывают про фильм, идею и дистрибуцию.

«Даже у самой черты можно остановиться и выбрать жизнь», — создатели фильма «1000 дешёвых зажигалок» делятся мыслями о создании социального кино, а также рассказывают про фильм, идею и дистрибуцию.

21.03.2023 1286

Режиссёр фильма «1000 дешёвых зажигалок» Ирина Обидова, а также продюсеры Александра Алёхина и Алексей Лихницкий открывают секреты производства картины, трактуют идеологическую составляющую фильма, а также рассказывают об особенностях работы с пиротехникой на площадке. Создатели также поговорят о трудностях дистрибуции кино социальной тематики и ответят: какие проекты сегодня кажутся наиболее перспективными и востребованными. Александра Алёхина, один из основателей продюсерского центра «Potential» также расскажет о взаимодействии с дебютантами и начинающими авторами.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram