Меню

Екатерина Черкес-Заде: «В Московской школе кино мы готовим профессионалов киноиндустрии»

Интервью

О необходимости подготовки кадров для российской киноиндустрии речь заходит практически на каждой пресс-конференции или круглом столе, посвященном проблемам отрасли. В Московской школе кино и Школе компьютерных технологий Scream School образовательный процесс построен «на широкую ногу» и с первого же семестра включает учащихся в реальную профессиональную среду. Абитуриентам, желающим работать в индустрии, предлагаются долгосрочные программы по всем ключевым специальностям, а также интенсивные курсы, открытые мастер-классы специалистов мирового уровня и многое другое. Более подробно о том, как готовят «профессионалов киноотрасли», рассказала директор МШК Екатерина Черкес-Заде.



Екатерина, как создавалась Ваша Школа? В чем ее уникальность и отличие от других киношкол России?

В Московской школе кино ключевое слово - «школа». Наша задача – дать студентам максимально эффективное и прикладное образование, ориентированное на практику и стандарты завтрашнего дня. И это касается всех наших школ. В консорциум, которым я руковожу, входят 4 школы: это Британская высшая школа дизайна, МШК, Московская школа архитектуры МАРШ и школа компьютерных технологий Scream School. В общей сложности в этих школах учатся более 3 тысяч студентов. Многолетний успешный опыт построения образовательных программ в сфере творческих индустрий - одно из наших ключевых преимуществ. Мы знаем, как нужно учить и как выстроить процесс, чтобы он приносил результат.




Когда мы создавали Московскую школу кино 5 лет назад, я понимала, что мы заходим а территорию, где существуют традиции и преемственность. И я бы, возможно, никогда не стала этим заниматься, если бы у нас к тому моменту уже не развивалась успешно школа компьютерной графики, часть программ которой была связана с постпродакшном в кино. Именно тогда мы обнаружили, что молодые операторы не могут снимать на хромакее, молодые режиссеры практически не знают возможности компьютерной графики и как ее использовать, а продюсеры не знают, сколько это стоит и т.д. И мы приняли решение двигаться в сторону продакшна и открыли школу кино. Так что свой путь в кинообразование мы начали нестандартно, с постпродакшна.


И вы сразу не стали ориентироваться на традиционный опыт кинематографии в России, а стали придумывать свои новаторские программы?

Безусловно, мы не против традиций как таковых. Нам всем есть, чем гордиться. Но нам был нужен новый системный подход, который бы позволил готовить современных специалистов, умеющих работать в команде на результат, понимающих возможности новых технологий и подходов, обладающих знаниями и навыками, соответствующими современным требованиям киноиндустрии. Мы сохраняем лучшее, внедряя новые стандарты и технологии.

Традиционное российское кинообразование построено на системе мастерских, когда мастер полностью формирует свою программу обучения. В этом нет ничего плохого, кроме одного: студент зависит от того, попадет он к талантливому мастеру или нет. Вы можете прийти к крутому мастеру, который создал свою замечательную систему образованию (например, Джаник Фазиев, Владимир Хотиненко, Александр Митта). Но это их личная практика и опыт. Конкретно к образовательному учреждению это не имеет никакого отношения. В России нет менеджмента образования. Если эти мастера уйдут и придут другие, образование изменится, а диплом с оценками будет такой же.

Современное образование, которое даем мы, строится на менеджменте, академическом качестве, связях с профессиональным сообществом, мощной ресурсной базе и многом другом. И преподаватели, которые приходят к нам становятся важной частью этой системы, но не единственным системообразующим звеном. Все это может гарантировать качественный результат обучения нашим студентам.




То есть, в МШК нет системы мастерских?

Совершенно верно. Например, посмотрим на факультет режиссуры. Куратор программы – Алексей Попогребский. Он выступает не в роли мастера, а именно в роли куратора. Он формирует программу, отбирает брифы для студенческих проектов с отделом по связям с индустрией, работает со студентами как преподаватель, но только как один из них. В течение 4-х семестров, помимо изучения базовых дисциплин, студенты работают над практическими проектами – зарисовками, документальным фильмом, рекламным и сериальным проектом, дипломом. И все это происходит при участии разных режиссеров, среди которых Борис Хлебников, Марина Разбежкина, Денис Клеблеев, Андрей Прошкин, Валерий Тодоровский, Олег Штром, Алена Званцова, Сергей Осипьян и другие. В этом году на дипломном семестре со студентами очень плотно работала Анна Меликян. Алексей Попогребский идет со студентами вместе на протяжении всего обучения, но в его команде отличные преподаватели и режиссеры. Это дает студентам возможность сформировать свой стиль в результате, а главное – возможность освоить разные подходы.


Программу образования для школы разрабатывают сами преподаватели?

Да, но совместно с отделом академического качества. Внутри школы есть отлично выстроенная система, которая позволяет разрабатывать программы эффективно. Надо сказать, что программа пересматривается ежегодно с учетом тенденций в кино. Мы всегда держим руку на пульсе. У нас есть много критериев по которым мы проводит постоянную внутреннюю оценку эффективности наших курсов.


Можно сказать, что в вашей киношколе - самая высокотехнологичная база из того, что сейчас есть в Москве?

Я не побоюсь сказать, что и в России. В школе есть профессиональный кинопавильон, современные камеры, качественный свет и т.д. Наша задача сделать так, чтобы студенты работали на том оборудовании, которое сегодня используют в индустрии. У нас есть свой просмотровый зал, своя студия саунд-дизайна и звукорежиссуры, актерская студия, грим-класс и т.д.

И мы инвестируем именно для того, чтобы студенты пришли к нам. Качество ресурсной базы отражается и на качестве проектов, которые они делают в процессе обучения, и как результат, на качестве их портфолио.


На какие европейские примеры киношкол ориентируется МШК?

Мы никогда не ориентировались на Европу. Мы изучали разный опыт. С точки зрения консалтинга, работали с UCLA (Калифорнийский университет), Berkeley, Колумбийским университетом, но все программы, которые собраны в МШК, «заземлены» на российские реалии. Не открою секрета сказав, что далеко не все передовые зарубежные подходы могут работать в наших реалиях. В итоге мы создаем свои уникальные программы, которые нацелены на подготовку сильных специалистов для киноиндустрии.




У вас самой нет желания снимать? Чтобы совмещать на практике, руководящие и творческие качества?

Я считаю себя специалистом в образовании и позиционирую себя именно в этом ключе. Школа общается со всеми ведущими кинокомпаниями в стране. Но, если бы я, например, открыла своего кинокомпанию (чего бы я никогда не сделала), какой бы смысл другим был работать со мной? Мы работаем на весь кинорынок России.


Слышала, у вас даже есть отдельный центр по связям с индустрией?

Да. Он непосредственно занимается интеграцией студентов в киноиндустрию. Это и стажировки, и питчинги, и экскурсии в ключевые компании, и работа над брифами от компаний из индустрии. И еще у нас есть департамент студенческих проектов. Ежегодно у нас в школе снимается более 100 проектов. Задача Департамента выстроить процесс так, чтобы 600 студентов организовались в съемочные группы и сняли свои работы в соответствии с поставленными задачами и сроками, пройдя все этапы кинопроизводства.


Сколько всего студентов училось и учится в Московской школе кино, и какой процент потом уходит работать именно в индустрию? Вы вели какую-нибудь такую статистику?

Сейчас в МШК учится более 650 студентов – это только на долгосрочных программах. Но есть еще профессиональные интенсивы и краткосрочные программы. Точно не могу сказать, какой процент уходит работать в индустрию, но наши выпускники востребованы.

Из последнего, выпускница Анна Крутий, работала на монтаже «Викинга» и мы даже получили благодарность от продюсера фильма Анатолия Максимова, выпускница продюсерского Алена Мареева сейчас работает в РФГ над российско-китайским проектом с бюджетом в несколько десятков миллионов долларов «Путешествие в Китай: Тайна Железной маски», Пересвет Муханов, выпускник звукорежиссуры, дебютировал в большом кино на проекте «День выборов 2», Женя Егорова, выпускница программы «Художественная постановка», приняла участие в работе над полнометражным историческим фильмом «Легенда о Коловрате» студии «Централ Партнершип» в качестве ассистента художника-постановщика Ванагаса Вилиуса (картина в работе). Очень много наших сценаристов работали и работают над известными сериалами и фильмами. Когда мы начинали, нам было не просто, так как результатов еще не было, а теперь мы бы утомили читателей, перечисляя все проекты, с которыми сейчас работают наши студенты, что нас, конечно, очень радует.


Получается, что сценарная мастерская - одна из сильных?

Если честно, я довольна каждой из программ, хотя мы все время стремимся стать еще лучше. Но, безусловно, продюсеры и сценаристы, сейчас заметнее, потому что эти программы мы открыли первыми, а последними - режиссуру и актерское мастерство. Киношколы обычно делают наоборот. Нам же было важно выстроить всю ресурсную базу, чтобы режиссеры учились на практике, а не на коленках.


Расскажите немного о Вашей ценовой политике? И сравнение с другими вузами (киношколами) - в вашу пользу по стоимости обучения или нет? Существуют ли гранты на обучение?

То образование, которое мы даем, за рубежом будет стоить в 5-6 раз дороже. Это равновесная цена для качественного образования в России. Невозможно сделать услугу дешевой, если ты постоянно инвестируешь в ресурсную базу, развитие школы, расширение возможностей студентов и т.д. По сравнению с другими киношколами мы чуть выше рынка, но не критично. Стоимость разных программ у нас отличается. Например, стоимость года обучения на режиссуре – это один из наиболее дорогих с точки зрения содержания курсов – составляет 350 тысяч рублей в год. Но в отличие от других у нас в эту сумму уже включены смены работы в павильоне и оборудование. При этом мы делаем то, что практически никто не делает. У нас существует система рассрочки - по сути, мы кредитуем наших студентов. В свете последних новостей о том, что единственная программа по выдачи образовательных кредитов Сбербанке свернулась, наш подход оправдан как никогда. И, конечно, ежегодно мы проводим конкурс грантов на отдельные специальности. Он проходит весной.

Несмотря на то, что обучение платное – у нас немаленький конкурс (в прошлом году на режиссуру было подано 12 заявок на место, на операторский - 9). И для нас важно, чтобы к нам пришли люди, которые хотят и готовы в кино работать, а не просто ищут себя. У нас есть всего один или два года на обучение в зависимости от программы, поэтому нам нужны уже замотивированные люди.


В этом году у Вас юбилей школы?

Да, в апреле будет 5 лет, со дня открытия.


Вы нацеливаете выпускников больше работать в авторском кино, или реализовывать себя в жанровых проектах?

Интересно отметить, что этот вопрос задают только в России. Дело в том, что мы учим делать кино. А каким станет режиссер, уйдет ли он в авторское или будет снимать блокбастеры – его личное дело.


Талант студента - на какое место вы ставите его в процессе становления профессионала киноиндустрии?

Талант имеет важную часть, но не основную. Я знаю много очень талантливых людей, которые не являются профессионалами. Киношкола учит конкретным профессиональным навыкам, талант вкупе с ними помогает реализоваться быстрее!


Нарисуйте образ современного выпускника Вашей киношколы?

Это молодой человек примерно 30 лет, с очень активной жизненной позицией. Он умеет делать разнообразные проекты, работать с командой и укладываться в сроки. Он понимает специфику всех этапов кинопроизводства. Он эрудирован, лишен профессиональных предрассудков. В школе он оброс полезными связями и получил много возможностей для своего профессионального и карьерного развития, в идеале грамотно использовал их. И в целом у нас активные инициативные студенты, очень жадные до знаний. А молодых людей и девушек у нас примерно поровну.


Как вы ищите преподавателей для школы?

Это постоянный взаимный процесс. В школу приходят люди, которые четко понимают нашу философию – «Готовим профессионалов киноиндустрии». И них за плечами много проектов. На сайте школы указаны совершенно конкретные имена людей, которые у нас работают, и это еще не все. Мы тщательно приглядываемся к друг другу на старте, начинаем с мастер-классов или каких-то небольших форматов, а далее принимаем решение о том, будем ли работать вместе.


Какой главный показатель успешной работы киношколы?

Для меня – это успех выпускников, где они работают и сколько зарабатывают.


Как вы собираетесь интегрировать ваших выпускников в мировой кинопроцесс?

Это зависит от некоторых нюансов: в частности, политических и экономических событий в России. Не всегда американский преподаватель готов приехать на «fulltime» преподавать в Россию. Хотя, конечно, мы работаем с большим количеством зарубежных профессионалов – в Британке у нас 31 иностранный преподаватель.

Что касается школы кино, то сейчас у нас есть отложенные проекты, которые ждут более благоприятных условий для своей реализации. Но, и конечно, мы «не выключаемся» из общения с международным сообществом. Мы участвуем в международных конференциях, общаемся с разными посольствами и культурными центрами (Франция, Италия, Великобритания, США), у нас всегда много мастер-классов с иностранными специалистами, которые с удовольствием у нас выступают. Кстати, весна будет «горячим» на события сезоном. Следите за анонсами на нашем сайте и в сетях.

Материал подготовила Юлия Сергеева, специальный корреспондент CinePromo 




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

«Я снимаю про то, что болит», — режиссёр Борис Гуц о работе за границей, тонкостях создания кино на языке глухонемых и поиске финансирования в зарубежных фондах.

«Я снимаю про то, что болит», — режиссёр Борис Гуц о работе за границей, тонкостях создания кино на языке глухонемых и поиске финансирования в зарубежных фондах.

03.04.2023 1441

Борис Гуц, режиссёр и продюсер, поделился некоторыми особенностями построения кинопроцесса за границей, рассказал о сложностях взаимодействия с группой и аудиториями разных национальностей. Кроме того, объяснил, зачем снимать фильмы на телефон, а также дал советы начинающим кинематографистам.

Подробнее...
«Сначала нужно понять, кто ты?» - Лика Алексеева о работе в кино за границей, взаимодействии с фондами и связи с Родиной.

«Сначала нужно понять, кто ты?» - Лика Алексеева о работе в кино за границей, взаимодействии с фондами и связи с Родиной.

28.03.2023 1652

Режиссёр, продюсер и общественный деятель – Лика Алексеева – рассказала о работе кинематографистов за рубежом, а также осветила трудности, с которыми сталкиваются создатели новых проектов за пределами России. Отдельное внимание Лика уделила вопросам взаимодействия с зарубежными фондами и механизмам поиска финансирования. Не остались в стороне и темы работы в копродукции с другими странами авторами из России.

Подробнее...
«Даже у самой черты можно остановиться и выбрать жизнь», — создатели фильма «1000 дешёвых зажигалок» делятся мыслями о создании социального кино, а также рассказывают про фильм, идею и дистрибуцию.

«Даже у самой черты можно остановиться и выбрать жизнь», — создатели фильма «1000 дешёвых зажигалок» делятся мыслями о создании социального кино, а также рассказывают про фильм, идею и дистрибуцию.

21.03.2023 1286

Режиссёр фильма «1000 дешёвых зажигалок» Ирина Обидова, а также продюсеры Александра Алёхина и Алексей Лихницкий открывают секреты производства картины, трактуют идеологическую составляющую фильма, а также рассказывают об особенностях работы с пиротехникой на площадке. Создатели также поговорят о трудностях дистрибуции кино социальной тематики и ответят: какие проекты сегодня кажутся наиболее перспективными и востребованными. Александра Алёхина, один из основателей продюсерского центра «Potential» также расскажет о взаимодействии с дебютантами и начинающими авторами.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram