О необходимости подготовки кадров для российской киноиндустрии речь заходит практически на каждой пресс-конференции или круглом столе, посвященном проблемам отрасли. В Московской школе кино и Школе компьютерных технологий Scream School образовательный процесс построен «на широкую ногу» и с первого же семестра включает учащихся в реальную профессиональную среду. Абитуриентам, желающим работать в индустрии, предлагаются долгосрочные программы по всем ключевым специальностям, а также интенсивные курсы, открытые мастер-классы специалистов мирового уровня и многое другое. Более подробно о том, как готовят «профессионалов киноотрасли», рассказала директор МШК Екатерина Черкес-Заде.
Екатерина, как создавалась Ваша Школа? В чем ее уникальность и отличие от других киношкол России?
В Московской школе кино ключевое слово - «школа». Наша задача – дать студентам максимально эффективное и прикладное образование, ориентированное на практику и стандарты завтрашнего дня. И это касается всех наших школ. В консорциум, которым я руковожу, входят 4 школы: это Британская высшая школа дизайна, МШК, Московская школа архитектуры МАРШ и школа компьютерных технологий Scream School. В общей сложности в этих школах учатся более 3 тысяч студентов. Многолетний успешный опыт построения образовательных программ в сфере творческих индустрий - одно из наших ключевых преимуществ. Мы знаем, как нужно учить и как выстроить процесс, чтобы он приносил результат.
Когда мы создавали Московскую школу кино 5 лет назад, я понимала, что мы заходим а территорию, где существуют традиции и преемственность. И я бы, возможно, никогда не стала этим заниматься, если бы у нас к тому моменту уже не развивалась успешно школа компьютерной графики, часть программ которой была связана с постпродакшном в кино. Именно тогда мы обнаружили, что молодые операторы не могут снимать на хромакее, молодые режиссеры практически не знают возможности компьютерной графики и как ее использовать, а продюсеры не знают, сколько это стоит и т.д. И мы приняли решение двигаться в сторону продакшна и открыли школу кино. Так что свой путь в кинообразование мы начали нестандартно, с постпродакшна.
И вы сразу не стали ориентироваться на традиционный опыт кинематографии в России, а стали придумывать свои новаторские программы?
Безусловно, мы не против традиций как таковых. Нам всем есть, чем гордиться. Но нам был нужен новый системный подход, который бы позволил готовить современных специалистов, умеющих работать в команде на результат, понимающих возможности новых технологий и подходов, обладающих знаниями и навыками, соответствующими современным требованиям киноиндустрии. Мы сохраняем лучшее, внедряя новые стандарты и технологии.
Традиционное российское кинообразование построено на системе мастерских, когда мастер полностью формирует свою программу обучения. В этом нет ничего плохого, кроме одного: студент зависит от того, попадет он к талантливому мастеру или нет. Вы можете прийти к крутому мастеру, который создал свою замечательную систему образованию (например, Джаник Фазиев, Владимир Хотиненко, Александр Митта). Но это их личная практика и опыт. Конкретно к образовательному учреждению это не имеет никакого отношения. В России нет менеджмента образования. Если эти мастера уйдут и придут другие, образование изменится, а диплом с оценками будет такой же.
Современное образование, которое даем мы, строится на менеджменте, академическом качестве, связях с профессиональным сообществом, мощной ресурсной базе и многом другом. И преподаватели, которые приходят к нам становятся важной частью этой системы, но не единственным системообразующим звеном. Все это может гарантировать качественный результат обучения нашим студентам.
То есть, в МШК нет системы мастерских?
Совершенно верно. Например, посмотрим на факультет режиссуры. Куратор программы – Алексей Попогребский. Он выступает не в роли мастера, а именно в роли куратора. Он формирует программу, отбирает брифы для студенческих проектов с отделом по связям с индустрией, работает со студентами как преподаватель, но только как один из них. В течение 4-х семестров, помимо изучения базовых дисциплин, студенты работают над практическими проектами – зарисовками, документальным фильмом, рекламным и сериальным проектом, дипломом. И все это происходит при участии разных режиссеров, среди которых Борис Хлебников, Марина Разбежкина, Денис Клеблеев, Андрей Прошкин, Валерий Тодоровский, Олег Штром, Алена Званцова, Сергей Осипьян и другие. В этом году на дипломном семестре со студентами очень плотно работала Анна Меликян. Алексей Попогребский идет со студентами вместе на протяжении всего обучения, но в его команде отличные преподаватели и режиссеры. Это дает студентам возможность сформировать свой стиль в результате, а главное – возможность освоить разные подходы.
Программу образования для школы разрабатывают сами преподаватели?
Да, но совместно с отделом академического качества. Внутри школы есть отлично выстроенная система, которая позволяет разрабатывать программы эффективно. Надо сказать, что программа пересматривается ежегодно с учетом тенденций в кино. Мы всегда держим руку на пульсе. У нас есть много критериев по которым мы проводит постоянную внутреннюю оценку эффективности наших курсов.
Можно сказать, что в вашей киношколе - самая высокотехнологичная база из того, что сейчас есть в Москве?
Я не побоюсь сказать, что и в России. В школе есть профессиональный кинопавильон, современные камеры, качественный свет и т.д. Наша задача сделать так, чтобы студенты работали на том оборудовании, которое сегодня используют в индустрии. У нас есть свой просмотровый зал, своя студия саунд-дизайна и звукорежиссуры, актерская студия, грим-класс и т.д.
И мы инвестируем именно для того, чтобы студенты пришли к нам. Качество ресурсной базы отражается и на качестве проектов, которые они делают в процессе обучения, и как результат, на качестве их портфолио.
На какие европейские примеры киношкол ориентируется МШК?
Мы никогда не ориентировались на Европу. Мы изучали разный опыт. С точки зрения консалтинга, работали с UCLA (Калифорнийский университет), Berkeley, Колумбийским университетом, но все программы, которые собраны в МШК, «заземлены» на российские реалии. Не открою секрета сказав, что далеко не все передовые зарубежные подходы могут работать в наших реалиях. В итоге мы создаем свои уникальные программы, которые нацелены на подготовку сильных специалистов для киноиндустрии.
У вас самой нет желания снимать? Чтобы совмещать на практике, руководящие и творческие качества?
Я считаю себя специалистом в образовании и позиционирую себя именно в этом ключе. Школа общается со всеми ведущими кинокомпаниями в стране. Но, если бы я, например, открыла своего кинокомпанию (чего бы я никогда не сделала), какой бы смысл другим был работать со мной? Мы работаем на весь кинорынок России.
Слышала, у вас даже есть отдельный центр по связям с индустрией?
Да. Он непосредственно занимается интеграцией студентов в киноиндустрию. Это и стажировки, и питчинги, и экскурсии в ключевые компании, и работа над брифами от компаний из индустрии. И еще у нас есть департамент студенческих проектов. Ежегодно у нас в школе снимается более 100 проектов. Задача Департамента выстроить процесс так, чтобы 600 студентов организовались в съемочные группы и сняли свои работы в соответствии с поставленными задачами и сроками, пройдя все этапы кинопроизводства.
Сколько всего студентов училось и учится в Московской школе кино, и какой процент потом уходит работать именно в индустрию? Вы вели какую-нибудь такую статистику?
Сейчас в МШК учится более 650 студентов – это только на долгосрочных программах. Но есть еще профессиональные интенсивы и краткосрочные программы. Точно не могу сказать, какой процент уходит работать в индустрию, но наши выпускники востребованы.
Из последнего, выпускница Анна Крутий, работала на монтаже «Викинга» и мы даже получили благодарность от продюсера фильма Анатолия Максимова, выпускница продюсерского Алена Мареева сейчас работает в РФГ над российско-китайским проектом с бюджетом в несколько десятков миллионов долларов «Путешествие в Китай: Тайна Железной маски», Пересвет Муханов, выпускник звукорежиссуры, дебютировал в большом кино на проекте «День выборов 2», Женя Егорова, выпускница программы «Художественная постановка», приняла участие в работе над полнометражным историческим фильмом «Легенда о Коловрате» студии «Централ Партнершип» в качестве ассистента художника-постановщика Ванагаса Вилиуса (картина в работе). Очень много наших сценаристов работали и работают над известными сериалами и фильмами. Когда мы начинали, нам было не просто, так как результатов еще не было, а теперь мы бы утомили читателей, перечисляя все проекты, с которыми сейчас работают наши студенты, что нас, конечно, очень радует.
Получается, что сценарная мастерская - одна из сильных?
Если честно, я довольна каждой из программ, хотя мы все время стремимся стать еще лучше. Но, безусловно, продюсеры и сценаристы, сейчас заметнее, потому что эти программы мы открыли первыми, а последними - режиссуру и актерское мастерство. Киношколы обычно делают наоборот. Нам же было важно выстроить всю ресурсную базу, чтобы режиссеры учились на практике, а не на коленках.
Расскажите немного о Вашей ценовой политике? И сравнение с другими вузами (киношколами) - в вашу пользу по стоимости обучения или нет? Существуют ли гранты на обучение?
То образование, которое мы даем, за рубежом будет стоить в 5-6 раз дороже. Это равновесная цена для качественного образования в России. Невозможно сделать услугу дешевой, если ты постоянно инвестируешь в ресурсную базу, развитие школы, расширение возможностей студентов и т.д. По сравнению с другими киношколами мы чуть выше рынка, но не критично. Стоимость разных программ у нас отличается. Например, стоимость года обучения на режиссуре – это один из наиболее дорогих с точки зрения содержания курсов – составляет 350 тысяч рублей в год. Но в отличие от других у нас в эту сумму уже включены смены работы в павильоне и оборудование. При этом мы делаем то, что практически никто не делает. У нас существует система рассрочки - по сути, мы кредитуем наших студентов. В свете последних новостей о том, что единственная программа по выдачи образовательных кредитов Сбербанке свернулась, наш подход оправдан как никогда. И, конечно, ежегодно мы проводим конкурс грантов на отдельные специальности. Он проходит весной.
Несмотря на то, что обучение платное – у нас немаленький конкурс (в прошлом году на режиссуру было подано 12 заявок на место, на операторский - 9). И для нас важно, чтобы к нам пришли люди, которые хотят и готовы в кино работать, а не просто ищут себя. У нас есть всего один или два года на обучение в зависимости от программы, поэтому нам нужны уже замотивированные люди.
В этом году у Вас юбилей школы?
Да, в апреле будет 5 лет, со дня открытия.
Вы нацеливаете выпускников больше работать в авторском кино, или реализовывать себя в жанровых проектах?
Интересно отметить, что этот вопрос задают только в России. Дело в том, что мы учим делать кино. А каким станет режиссер, уйдет ли он в авторское или будет снимать блокбастеры – его личное дело.
Талант студента - на какое место вы ставите его в процессе становления профессионала киноиндустрии?
Талант имеет важную часть, но не основную. Я знаю много очень талантливых людей, которые не являются профессионалами. Киношкола учит конкретным профессиональным навыкам, талант вкупе с ними помогает реализоваться быстрее!
Нарисуйте образ современного выпускника Вашей киношколы?
Это молодой человек примерно 30 лет, с очень активной жизненной позицией. Он умеет делать разнообразные проекты, работать с командой и укладываться в сроки. Он понимает специфику всех этапов кинопроизводства. Он эрудирован, лишен профессиональных предрассудков. В школе он оброс полезными связями и получил много возможностей для своего профессионального и карьерного развития, в идеале грамотно использовал их. И в целом у нас активные инициативные студенты, очень жадные до знаний. А молодых людей и девушек у нас примерно поровну.
Как вы ищите преподавателей для школы?
Это постоянный взаимный процесс. В школу приходят люди, которые четко понимают нашу философию – «Готовим профессионалов киноиндустрии». И них за плечами много проектов. На сайте школы указаны совершенно конкретные имена людей, которые у нас работают, и это еще не все. Мы тщательно приглядываемся к друг другу на старте, начинаем с мастер-классов или каких-то небольших форматов, а далее принимаем решение о том, будем ли работать вместе.
Какой главный показатель успешной работы киношколы?
Для меня – это успех выпускников, где они работают и сколько зарабатывают.
Как вы собираетесь интегрировать ваших выпускников в мировой кинопроцесс?
Это зависит от некоторых нюансов: в частности, политических и экономических событий в России. Не всегда американский преподаватель готов приехать на «fulltime» преподавать в Россию. Хотя, конечно, мы работаем с большим количеством зарубежных профессионалов – в Британке у нас 31 иностранный преподаватель.
Что касается школы кино, то сейчас у нас есть отложенные проекты, которые ждут более благоприятных условий для своей реализации. Но, и конечно, мы «не выключаемся» из общения с международным сообществом. Мы участвуем в международных конференциях, общаемся с разными посольствами и культурными центрами (Франция, Италия, Великобритания, США), у нас всегда много мастер-классов с иностранными специалистами, которые с удовольствием у нас выступают. Кстати, весна будет «горячим» на события сезоном. Следите за анонсами на нашем сайте и в сетях.
Материал подготовила Юлия Сергеева, специальный корреспондент CinePromo