«Птица» Ксении Баскаковой (киностудия "Ленфильм") стала одним из самых успешных российских полнометражных фильмов 2016 – 2017: на текущий момент фестивальная история картины насчитывает более 25 киносмотров по всему миру и 17 призов. 17, 19 и 24 июня 2017 её покажут в «Панораме» престижнейшего Shanghai International Film Festival.
Когда впервые смотришь фильм «Птица» о взаимоотношениях девочки Кати и ее взрослого друга – рок-музыканта Олега, то сложно представить, каким должен быть режиссер по ту сторону экрана, который руководит всем процессом съемок, углубляется в психологию ребенка и с легкостью налаживает его отношения с «пьяницей» рокером. И вдруг на премьере появляется молодая, красивая, жизнерадостная девушка – режиссер фильма Ксения Баскакова, и в голове не укладывается, как на таких хрупких плечах лежит очень взрослая и с умной иронией киноработа.
- Ксения, у вас огромный послужной список фильмов и сериалов в качестве актрисы, но вы учились на сценарном ВГИКа и окончили режиссерский факультет. Все-таки родная профессия потянула?
- В самом начале своей карьеры я была твердо убеждена, что режиссерская профессия по плечу только мужчинам. Во время обучения в ГИТИСе я стала писать небольшие пьесы, и в дальнейшем желание развиваться и экспериментировать привело меня на режиссерскую тропу.
- «Птица» ваш первый полнометражный фильм, после двух короткометражных – «Папа, прощай» и «Крольчиха». Сложно было приступить к полному метру? В какой момент вы поняли, что пора снимать?
- Создавая короткий метр, ты работаешь на себя за свои деньги. Здесь же на меня легла большая ответственность перед Министерством культуры и киностудией “Ленфильм”. Но мне невероятно понравилась идея сценария и я почувствовала, что эту картину нужно сделать.
- Насколько долог был путь от разработки сценария до начала съемок?
- Да, мы достаточно долго разрабатывали основной концепт фильма. Определив основные линии персонажей и локации, параллельно с подготовкой сценарист Андрей Румянцев переделывал текст. Окончательный вариант сценария возник за несколько дней до начала сьемок.
- Как проходил кастинг актеров? Роль Олега изначальна была предназначена Ивану Охлобыстину?
- Нет, на роль Ивана мы планировали взять известного рок-музыканта. Мы провели кастинг, но ничего не получалось. Все же роль Птицына драматическая, и мне было необходимо, чтобы человек владел актерским мастерством. Так было принято решение пригласить Ивана Охлобыстина. Я давно следила за его творчеством, перечитала его интервью и поняла, что он именно тот человек, который нам нужен. Честно говоря, познакомившись с Иван Ивановичем, мой восторг, связанный с его личностью, стал еще больше. Иван Охлобыстин – невероятно талантливый, многогранный человек, я горжусь тем, что мне повезло работать с ним.
- Не могла не отметить отличный саундтрек. Поподробнее об истории с русским роком расскажите, пожалуйста?
- Так как картина рассказывает про рок-музыканта, я решила, что в картине должно быть много музыки, это художественный ход, главный герой воспринимает мир музыкально. Я переслушала внушительное количество разнообразной музыки, какие-то треки были найдены быстро, какие-то мы очень долго не могли найти. Я вообще люблю рок-музыку еще с детства, поэтому это был приятный труд.
- Тема дружбы ребенка и взрослого мужчины в кино мы видим очень часто, почему эта тема затронула вас?
- Кроме дружбы мне понравилась идея раскрытия главного персонажа, хотелось показать живого человека. Обычно обыватели слишком идеализируют персоны известных людей, их жизнь. Это необыкновенная глупость, знаменитости – те же люди, которые сталкиваются с теми же проблемами в жизни, что и остальные.
- Не очень поняты изначальные мотивы девочки Кати – почему ее выбор пал на Олега?
- Катя выбирает Олега потому, что он отличается от остальных. Он дебошир, хулиган, большой ребенок и вместе с этим очень добрый человек. Наша героиня всю свою жизнь провела в больницах и толком жизни не видела, а мир Олега переполнен этой любовью к жизни.
- Ревность Кати – это юношеская влюбленность или все-таки преданность к тому, кто ее «приручил»?
- Это преданность. Она искренне хочет помочь Олегу, именно поэтому старается распознать людей, которые его окружили.
- Судя по всему, ваш фильм еще раз доказывает, что дети – это не бестолковые существа, а настоящие, преданные, верные, благодарные и где-то даже наивные друзья. То есть с детьми интересно дружить. Вы дружите с подростками?
- В моей жизни много товарищей, которые общались со мной и направляли, когда я была совсем юной. Это очень важная и непростая миссия - взять над чужим ребенком шефство и постараться ему помочь. Часто на фестивалях после просмотра я беседовала со студентами или учениками старших классов. Они почти всегда настороженно ждут нотаций от взрослого человека, который будет читать им лекцию о пути кино, а в итоге видят молодую женщину, которая говорит с ними на их языке. Поэтому общение всегда долгое и эмоциональное. На таких встречах мы много смеемся.
- Фильм только вышел на экраны, но у него уже богатая международная и российская фестивальная история. Вы отмечали реакцию публики на фильм «Птица» в разных странах? Насколько она совпадает с реакцией российского зрителя, или, наоборот, отличается?
- Российские зрители очень тепло принимают фильм, всегда благодарят овациями. Ярче всех над всеми нашими саркастичными шутками, которые наполняют картину, реагировали зрители на фестивале в Лондоне. Они распознали все юмористические моменты фильма. Эмоциональнее реагировали итальянцы на фестивале Vittorio Veneto Film Festival и на фестивале в Венеции. Особенно им нравились эпизоды, связанные с любовной линией. Посмотрим, что будет в Китае.
- Какого ощущение, когда ты снимаешь свой дебютный полный метр, и в итоге он попадает на престижнейший фестиваль класса "А" в Шанхае? Получает огромное количество призов и о «Птице» много говорят? Что делать с таким неожиданным, но вполне ожидаемым вниманием?
- Это невероятно приятно. После критики на фестивале в Выборге и всего негатива, который начал сопровождать картину, трудно было не впасть в отчаяние, но я верила в нашу работу. И это было только начало. Буквально через несколько дней вокруг картины возник фестивальный ажиотаж. Фильм начали брать в конкурс - один фестиваль, другой, третий, мы начали получать призы, появились замечательные отзывы, любовь и овации зрителей.
Фильм рассказывает об общечеловеческих ценностях и зрители разных стран сопереживают нашим героям – три фестиваля в Америке, два – в Италии, Мексика, Индия. И, наконец, Шанхайский фестиваль аккредитованный FIAPF. Я стараюсь спокойно относиться как к положительным моментам, так и к отрицательным моментам. Этот фильм, даст Бог, начало, начало сложного и долгого пути. Я знаю, что позволять себе замыкаться на первом шаге нельзя. Так что держим кулачки и идем дальше.
- В «Птице» собрано несколько жанров: мелодрама, комедия, и даже музыкальная тема. Какой жанр в кино вам импонирует?
- Каждую историю можно рассказать, как трагедию, комедию или фарс. Мы специально добавляли сарказм в картину для того, чтобы облегчить драматические моменты. Это мне нравится больше всего. Идиотизм происходящего меня радует и в реальной жизни.
- В каком жанре хотелось бы снять следующую картину?
- “Успех любит тишину”. Мне больше нравится говорить о том, что я сделала. Пускай пока это будет секретом для всех.
Материал подготовила Юлия Фадеева.